Музыкальной индустрии нужны деньги геймеров
Warner Music Group, один из крупнейших в мире конгломератов звукозаписывающих и издательских компаний, нашел себе новую жертву -- музыкальные игры. Контент, использующийся в них, абсолютно легален, но у менеджеров гиганта все же нашлась одна большая претензия: мало денег.
Рок-н-ролл жив
Объектами нападок музыкальных правообладателей стали две увлекательнейших игровых серии: «Guitar Hero» и «Rock Band». За последние три года эти два тайтла принесли своим создателям $2,3 млрд. Секрет ошеломляющего успеха данных игр в том, что геймеры-меломаны получили возможность не просто слушать любимые рок-композиции, но и «играть в них» при абсолютной необязательности наличия голоса, музыкального слуха или образования.
И если рок-музыка сильно размыла стену между исполнителем и зрителями, заставив последних встать с кресел и начать петь-танцевать вместе с артистом, то «Guitar Hero» и «Rock Band» в некотором смысле эту стену окончательно разрушили, предложив поклонникам нечто большее: побыть в роли любого из их кумиров. Рок -- и классический и современный -- перестал быть просто музыкой, он превратился в увлекательное интерактивное действо с обширным творческим и коммерческим потенциалом.
Сомнительная зависимость
«Плата за пользование лицензионной музыкой, поступающая от этих игр, между прочим, полностью зависящих от контента, которым мы владеем, очень-очень мала», -- заявил в интервью агентству Рейтер глава Warner Music Group Эдгар Бронфман, и он прав в некотором роде: игростроители обычно покупают самые дешевые лицензии, как если бы музыка была использована в продукте случайно, в фоновом режиме.
Однако успех «Rock Band» показал: подобные игры не только берут у музыкальной индустрии контент, но и дают ей совершенно новую, удобную и обладающую огромной аудиторией платформу для продвижения этого самого контента. Система онлайновых обновлений, встроенная и в «Guitar Hero», и в «Rock Band», демонстрирует очевидные возможности для коммерции: после ошеломляющего успеха «Rock Band», например, музыканты, в чьи песни можно было играть в этом проекте, стали знакомить своих поклонников с новым материалом прямо в игре, через загружаемые обновления.
То, что подобный подход имеет коммерческий успех, доказала группа Aerosmith, заработавшая на проекте «Guitar Hero: Aerosmith» гораздо больше, чем на продажах какой-либо из предыдущих своих пластинок. С такой популярностью музыкальные игры вполне могут стать чем-то вроде «iTunes Music Store», причем не только для музыкантов, пребывающих на гребне волны популярности, но и для новичков, а также уже подзабытых и не зарабатывающих много денег групп.
Слушая в первый раз новую композицию на радио или просматривая клип по телевидению, потенциальный покупатель не обязательно в нее влюбится или хотя бы заметит в ней что-то примечательное. В музыкальных же играх геймер заинтересован в том, чтобы слушать: уловить ритм, следить за мелодией -- это необходимо, чтобы сыграть мелодию без ошибок и заработать в итоге максимальное количество очков.
Очевидно, что никакая массированная маркетинговая компания в поддержку нового музыкального продукта не способна так сильно сконцентрировать на себе внимание слушателей. Впрочем, судя по сегодняшнему положению вещей, очевидно это не для всех.
Странная война
В другом интервью -- на этот раз американскому Forbes -- Эдгар Бронфман заявил, что если игровые компании не согласятся платить больше денег за музыкальные лицензии, Warner Music перестанет им их продавать.
Примечательно, что владельцем авторских прав на песни «Битлов» является не Warner Music, а независимая Apple Corps. Это можно было бы считать совпадением, если бы в трек-листе «Rock Band: Unplugged», анонсированном два дня назад ответвлении тайтла для PSP, не значилось ни одного исполнителя или группы, связанных узами авторского соглашения с Warner Music.
Складывается ощущение, что между музыкальным и игровым издателями началась холодная и немного странная война.
Странной она является, во-первых, потому, что Warner Music -- главный пропагандист относительно новой, «круговой» схемы взаимодействия между издателем и артистом, а музыкальные игры -- это очевидная дополнительная платформа для издательского заработка; во-вторых, потому что другой мультимедийный гигант «Universal Music Group», недолго думая, взял и купил издающую «Guitar Hero» компанию Activision, раз и навсегда решив всякие проблемы, связанные с использованием своей лицензионной музыки в играх этой серии.
В итоге «Universal» зарабатывает деньги и на «Guitar Hero», и на более популярной «Rock Band», продавая последней свои лицензии на старых условиях, а «Warner Music» теряет время, упрямо пытаясь пойти по пути наименьшего сопротивления, и методом шантажа заставив игроделов покупать лицензии по более высокой цене.
Поскольку во владениях Warner Music находятся лицензии на использование песен большинства рок-групп, фигурирующих в двух существующих сериях «Rock Band» от того, как разрешится эта проблема, зависит будущее и музыкальных игр, и -- в определенной мере -- музыкальной индустрии.
Ясно, что долгое противостояние не принесет ничего хорошего никому. Музыканты потеряют перспективную промоплатформу, игроки -- популярный и далекий от полной разработки жанр.