Дикие кочевники, которые сотни лет держали в страхе полмира, оказались прекрасными земледельцами, ремесленниками и торговцами. Археологи выяснили, как на самом деле жили в Золотой Орде.
Преподаватель кафедры этнографии и археологии исторического факультета Казанского государственного университета Леонард Недашковский проанализировал археологические и письменные данные Нижнего Поволжья и сделал выводы о хозяйстве Золотой Орды. Оказалось, что традиционное мнение о слабо развитом земледелии в Улусе Джучи, который на Руси и называли Золотой Ордой, неверно.
Сельское хозяйство Золотой Орды
В изученных образцах более половины от всех обнаруженных культурных растений составило просо. Письменные источники подтверждают, что именно эти злаковые растения были в Золотой Орде наиболее популярны. Например, в «Истории Вассафа» рассказывается, что хан Токтай, правивший в Золотой Орде с 1291 по 1312 год, отправил посланцев к своему противнику Газану: «Чтобы похвастать многочисленностью войска, вместе с этою вестью он отправил мешок с просом, означавший, что количество нашего войска бесчисленно, как просо». Жители Золотой Орды не только сами выращивали злаковые, но и продавали их итальянским и византийским купцам.
Выращивали в Золотой Орде и множество различных фруктов и овощей: апельсины, лимоны, персики, гранаты, абрикосы, сливы, дыни, огурцы, репу, капусту, свеклу, тыкву и многое другое. Например, арбузы выращивали в Хорезме, разрезали, сушили на солнце и везли даже в Китай и Индию.
Скотоводство кочевников
Однако важнейшей частью хозяйства Золотой Орды было скотоводство. Именно из числа скотоводов-кочевников набирались воины в армии Джучидов вплоть до конца XIV века. Остеологи выяснили, что золотоордынцы разводили в основном крупный рогатый скот, баранов и лошадей. На территории Нижней Волги археологи также нашли кости верблюдов, свиней, собак, кошек, кур и уток. Скот давал людям не только мясо, но и молоко, шерсть и кожу. Навоз использовался в сельскохозяйственных областях как удобрение, а волы и быки перевозили грузы и помогали во время пахоты. Письменные источники рассказывали о таком количестве животных, в которое просто невозможно поверить.
И конечно, важнейшее значение имели лошади. Каждый воин должен был иметь нескольких лошадей, а из кобыльего молока делали кумыс. Скотом и кумысом кочевники могли оплачивать налоги, а основной пищей оставалось именно мясо, которое не только запасали, но и дарили своим соседям и друзьям. Лошадей также активно экспортировали в Азию и Европу.
Охота и рыболовство
Судя по остеологическим и письменным данным, жители Золотой Орды очень любили охоту -- они охотились на горностаев, соболей, белок, лисиц и сурков. Пушнину в основном добывали в северных областях государства и экспортировали. Но охота была еще и развлечением аристократии, и своеобразной военной подготовкой. Среди прочих весьма популярной была соколиная охота.
Важную роль играло и рыболовство, которое достигло в Золотой Орде довольно высокого уровня. Вяленая и соленая рыба, икра продавались в Италию. Письменные источники также свидетельствуют об активной добычи соли, которую экспортировали в Русь. Существовало и бортничество (мед и воск продавались в другие страны), и собирательство (местные жители собирали и ели различные травы и коренья, а некоторые использовали для лечебных целей).
Ремесло
Торговые связи
Торговала Золотая Орда весьма активно. Например, в Индию вывозились в основном лошади и пушнина. Археологи находили индийские золотые и серебряные монеты в бассейне Волги. В Индии закупались хлопчатобумажные ткани, слоновая кость, раковины каури и кораллы. Из Китая привозили шелковые и парчовые ткани, фарфор, бронзовые зеркала и изделия из нефрита. В Италию везли рыбу, икру, меха и соль, а оттуда Золотая Орда импортировала вина и масло. В основном о торговых связях свидетельствуют найденные археологами на золотоордынских городищах монеты из Руси, Западной и Центральной Европы, Причерноморья, Средиземноморья, с Ближнего и Среднего Востока, из Средней Азии, Индии, Китая и Кореи.
Статья о хозяйстве Золотой Орды опубликована в журнале «Российская археология» (№ 1, 2009).