Маленькая деревушка, ставшая одним из самых ценных источников информации о каменном веке, могла погибнуть буквально за несколько минут. На стоявшую на берегу озера в Австрийских Альпах деревню обрушилось цунами.
Геолог и специалист по кремниевым орудиям Александер Бинштайнер (Alexander Binsteiner) высказал предположение, что доисторическая деревня у озера Монд (Мондзее), расположенного в Австрийских Альпах, погибла из-за цунами, возникшего на озере в результате оползня.
Люди жили на восточном берегу озера неподалеку от современного города Зальцбург еще в каменном веке. Первые поселенцы у Мондзее появились около 3600 года до н. э. Судя по керамике, они пришли сюда с Балкан. Они срубили дубы и ивы с помощью каменных топоров, а затем сделали деревянный настил на болотистой местности, который стал фундаментом деревни. На настиле стояло около 50 деревянных хижин на сваях. Чтобы сохранить тепло в домах, люди обмазывали стены глиной и коровьим навозом.
Археологам известно, что местные женщины носили льняные одежды, украшенные ракушками, а мужчины – пончо из рогожи и сандалии. Подобные поселения вдоль озер получили широкое распространение в IV тысячелетии до н. э. Хижины на сваях исследователи находили в разных уголках Альп -- у озера Паладрю во Франции, в Швейцарии, Австрии, Словении, у озера Гарда на территории современной Италии.
Люди из деревни у Мондзее выделялись относительно высоким уровнем развития. В отличие от большинства своих соседей они уже освоили основы металлургии – умели находить в горах залежи меди, плавить неочищенную руду и ковать качественное оружие. На каноэ они путешествовали по рекам, протекающим в этом регионе, и продавали жившим на территории современной Швейцарии соседям свои товары.
Но примерно в 3200 году до н. э. деревня неожиданно опустела. Чтобы понять причину, Бинштайнер неделю изучал территорию вокруг Мондзее. По его мнению, на южный берег озера обрушилась скала высотой в 150 м и длиной в 5 км. По его расчетам, всего в воду попало около 50 куб. м камней. Это вызвало цунами, высота которого составляла не менее 5 м. Оно обрушилось на противоположный берег озера и затопило деревню.
Археолог Эрвин Рупрехтсбергер (Erwin Ruprechtsberger), сотрудник музея «Нордико» в австрийском городе Линц, занимающийся исследованием этого региона, назвал теорию Бинштайнера «новым подходом, который может помочь решить множество загадок культуры Мондзее».
«Нам известно, что люди неожиданно ушли из деревни около 3200 года до нашей эры. И больше не селились здесь свыше тысячи лет. Вполне возможно, что после катастрофы место считали проклятым», -- отметил Бинштайнер.
К сожалению, поселенцы не могли знать, что Мондзее находится над большим тектоническим разломом. Над южным берегом озера возвышаются известняковые горные образования, а на противоположном берегу расположены скалы из более мягких пород. Движение тектонических плит привело к тому, что постепенно, миллиметр за миллиметром, горы поднимались, пока однажды крутые скалы не обрушились под собственным весом.
Геолог Флавио Ансельметти (Flavio Anselmetti) из Швейцарского федерального института водных наук и технологий изучает оползни, достигшие альпийских озер. С помощью ультразвуковой установки он в свое время исследовал русло Люцернского озера в Швейцарии и нашел множество валунов, появившихся в результате оползней, в том числе подводных. «Там, к примеру, произошло серьезное цунами около тысячи лет назад, а в 1806 году на озере Бринц погибла деревня, население которой насчитывало около 500 человек», -- рассказал он.
Ансельметти взял пробы почвы и из Мондзее. Они подтвердили, что здесь некогда произошел оползень. Множество камней упали в небольшой пролив между озером и соседним водоемом – озером Аттер (Аттерзее), в результате чего уровень воды поднялся на два--четыре метра.
Однако результаты анализа противоречат теории Бинштайнера, так как, по данным Ансельметти, оползень произошел гораздо раньше -- около 12 тыс. лет назад. Если это так, то оползень и цунами никому не могли навредить – в то время берега озера еще были необитаемы.
Чтобы подтвердить или опровергнуть теорию Бинштайнера, необходимо провести новые раскопки. Впрочем, исследование этого региона длится уже не один год – археологи ведут раскопки прибрежных территорий, а водолазы постоянно находят в воде остатки сгнивших деревянных опор, на которых стояли дома.
Начались раскопки в 1872 году, когда историки обнаружили на мелководье Мондзее остатки деревянного жилища. Позднее, во время раскопок, здесь обнаружили более 10 тыс. предметов – большинство относилось к периоду неолита. Место древнего поселения оказалось богато орудиями – археологи нашли здесь 595 каменных топоров, в том числе боевых, 451 наконечник стрел, около дюжины медных топоров и шесть медных кинжалов. Медное оружие было в то время редким и дорогим. Но почему, когда деревню покинули, никто не забрал эти ценности с собой? Если бы люди ушли отсюда по доброй воле, то они никогда бы не оставили такого количества орудий, отмечают археологи. Кроме того, исследователи нашли в болотистой земле множество хорошо сохранившихся остатков еды: лесные орехи, зерно и даже кусочки яблок.
«Если мы проведем новые полномасштабные раскопки, то, вероятно, обнаружим и хорошо сохранившиеся мумии – трупы погибших людей», -- подвел итог Бинштайнер.
У археологов до сих пор нет ответов на основополагающие вопросы, касающиеся мондзейской культуры. Например, почему люди селились на полуостровах или островах вдоль альпийских озер? Даже деревянные настилы-дороги, связывающие поселения, должны были стать сложной задачей. А жизнь на озере всегда связана и с другими трудностями – обилием комаров, постоянно влажной одеждой, опасностью обрушения домов воду. Хижины в таких условиях могли стоять не дольше 15 лет – дерево быстро гнило.
Некоторые ученые считают, что жители озерных поселений предпочитали селиться в таких местах, так как там чувствовали себя более защищенными. В районе 3000 года до н. э. люди постоянно воевали между собой, поэтому им приходилось строить оборонительные сооружения или огораживаться от возможных врагов.
По другой версии, строительство озерных поселений связано с удобством транспортировки товаров по водным артериям. «В период каменного века главными дорогами стали реки», -- отметил швейцарский археолог Урс Лёйцингер (Urs Leuzinger). На своих лодках люди могли спуститься по Дунаю вплоть до Черного моря, привезти с побережья Адриатики ценные раковины, а по Рейну и Эльбе добраться на север, где добывали янтарь.
Если торговля в то время активно развивалась, то с сельским хозяйством и животноводством дела обстояли несколько иначе. В озерных поселениях молоко и сыр были редкостью -- люди не знали, что скот можно кормить сеном, а из овечьей шерсти делать удобную одежду. Для земледелия эта область не очень хорошо подходила – земли не отличались плодородием. Поэтому озерные жители в основном занимались рыболовством и охотой. Мусор и отходы жизнедеятельности человека сбрасывались прямо в озеро. Единственное, до сих пор не удалось найти ни захоронений, ни культовых сооружений.