Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Жители Перу боролись с мертвой знатью

Ученые, изучающие археологический памятник Ля-Реаль в Перу, обнаружили следы необычного ритуала:1400 лет назад местные жители положили умерших людей в мешки, тщательно обвязали веревками и обмотали тканями. А затем разрезали коконы с мумиями на куски.

«Все свертки с мумиями были вспороты. Мы не нашли ни одной целой мумии», -- рассказала доктор Жюстин Дженнингс (Justin Jennings) из Королевского музея Онтарио (Торонто, Канада). «Представьте себе, что вы зашили всю свою одежду, а затем разрезали ее на куски», -- добавила исследовательница.

История находки

Археологический памятник Ля-Реаль, расположенный в долине Махес, представляет собой запечатанную пещеру, в которой в течение столетий лежали мумии. За ее пределами находится строение, в котором, судя по всему, проводились жертвоприношения. В пещере найдены останки более 100 мумий, а также кости животных, среди которых археологи идентифицировали лапу пумы, головы собаки, попугаев, ламы и даже останки кондора.

В пещере также лежало около 700 фрагментов керамики и 1200 фрагментов тканей. Местные жители приносили своим мертвым и еду (например, археологи нашли арахис). Среди других находок были серебряные и золотые блюда с чеканкой, украшения из перьев и семь трофейных человеческих черепов, к макушкам которых были приделаны веревочки, за которые их можно было подвешивать.

Ля-Реаль был случайно обнаружен в 1991 году, когда рабочие занимались расширением футбольного поля и наткнулись на запечатанную пещеру. Тогда были вызваны археологи, которые провели охранные раскопки. В тот момент исследователи должны были лишь зарегистрировать находки и отправить их на хранение. И лишь недавно команда ученых во главе с Жюстин Дженнингс и Вилли Йепес Альваресом (Willy Yépez Alvarez) вновь вернулись к исследованию Ля-Реаля. Они тщательно изучили человеческие останки и найденные в пещере предметы и попытались понять, что именно здесь произошло. «Мы не занимались раскопками, мы работали в лаборатории, пытались соединить все эти разрозненные кусочки воедино и таким образом получить общее представление о событиях того времени», -- отметила Дженнингс.

Черепные травмы

После анализа человеческих останков специалисты пришли к выводу, что многие люди из захоронения в пещере погибли насильственной смертью. «Всего в Ля-Реале были найдены останки 104 человек, и на 32 черепах ясно видны следы страшных ран», -- написала после первичного исследования останков доктор Тиффини Тан (Tiffiny Tung) с факультета антропологии Университета Вандербилта (США) в статье, опубликованной в American Journal of Physical Anthropology. Она изучила останки людей, чей пол можно было определить, и идентифицировала скелеты 39 мужчин и 26 женщин. В ходе работы Тан пришла к выводу, что чаще черепные травмы получали мужчины. «Раны хорошо видны на 16 черепах мужчин (41%) и на пяти черепах женщин (19%)», -- отметила исследовательница.

Дженнингс уточнила характер и количество черепных травм, полученных людьми из Ля-Реаля. «Часто на этих черепах видны следы нескольких ударов. Судя по всему, многие смогли пережить первые черепные травмы, вылечиться, а затем вновь получить удар по голове, который привел к смертельному исходу», -- рассказала исследовательница. Ученые также выяснили, что мужчинам чаще всего такие удары наносили спереди, женщин же обычно били в затылок. По мнению Дженнингс, это объясняется тем, что мужчины должны были уметь встретиться «с врагом в бою лицом к лицу».

Тан также отмечала, что позднее, когда в Анды пришли европейцы, они писали, что в этих краях существовали ритуальные бои. «Тинку – это ритуальный бой, в котором мужчины (а иногда и женщины) бились друг против друга на кулаках или с булавами либо метали друг в друга камни из пращей», -- писала она. В результате таких сражений участники вполне могли получить обнаруженные антропологами черепные травмы.

Социальный протест

Но больше всего исследователей заинтересовало, почему люди из Ля-Реаль разрубили на части мумифицированные тела представителей своего собственного народа. «Перед нами особо жестокий и в то же время редкий пример обращения с покойными. Люди чаще всего уважали мертвых, даже если те, как им казалось, угрожали живым», -- отметила Дженнингс.

То, что запечатанная пещера не была вскрыта, а ценные предметы никто не трогал, означает, что мумии не были осквернены грабителями или захватчиками. Дженнингс также подчеркнула, что люди уничтожили не только останки людей, но и почти весь погребальный инвентарь. Они разорвали ткани, разбили керамику, что-то сожгли, а потом разбросали все это по пещере.

По мнению Дженнингс, ключ к пониманию того, что произошло в Ля-Реале, надо искать в тех социальных изменениях, которые происходили в этом регионе. Археологические данные показывают, что примерно 1400 лет назад жители долины Махес оказались в сфере влияния культуры Уари. Социальное положение местных жителей сильно изменилось: общество, в котором прежде доминировала идея равенства, оказалось поделено на разные классы. «Влияние Уари очень важно, так как эта культура принесла идеи о социальной стратификации общества, о роли власти и элиты. С появлением золота, красивых тканей и украшений это деление на классы стало особенно заметно», -- отметила исследовательница.

Уничтожение мумий в Ля-Реале могло быть реакцией на эти социальные процессы. «Хотя люди, возможно, были готовы принять это деление на классы при жизни, однако совсем другое дело, когда речь шла о мертвых, о загробной жизни. На мой взгляд, уничтожение мумий – это довольно агрессивная реакция людей на начало процесса стратификации общества», -- высказала свою теорию Дженнингс. Она сравнила эту ситуацию с выборами в США 2004 года, когда на пост президента претендовали Джон Керри, не пользующийся особой любовью сенатор, и Джордж Буш, президент, вызывавший множество разногласий. «Вы не голосовали за Керри, вы голосовали против Буша. В Ля-Реале ситуация могла быть примерно такой же: люди выступали против элиты уже после смерти представителей этой элиты», -- привела пример антрополог.

Жители Ля-Реаля возражали против того, чтобы общество становилось неравным. Но если они не могли остановить те процессы, которые происходили среди живых, то могли что-то сделать, когда речь шла о мертвых. «Думаю, таким способом люди выражали протест против всех этих изменений», -- подвела итог Дженнингс.

Ученые представили результаты своего исследования на конференции «Archaeology of Performance», которая недавно прошла в Торонто.

Полная версия