Ребенок-палеоиндеец упокоился в костре
В центральной Аляске среди остатков дома, насчитывающего 11 500 лет, найден скелет кремированного ребенка. Находка показала ученым неизвестные стороны жизни первых «колонизаторов» Америки.
Исследование, которое проводилось при поддержке National Science Foundation, возглавил Бен Поттер (Ben Potter) из Университета штата Аляска в Фэрбенксе. «Этот археологический памятник показателен во всех смыслах этого слова. Важен как сам факт кремации останков, так и другие находки, сделанные в ходе раскопок», -- рассказал Поттер.
Первобытная «дача»
В отличие от временных охотничьих стоянок или других специализированных поселений, которые в большом количестве находят археологи на территории Северной Америки, недавно обнаруженный дом больше похож на сезонное жилище, которое было обитаемо лишь в летние месяцы. По мнению исследователей, жившие здесь палеоиндейцы, среди которых были дети и женщины, добывали себе пропитание рыбалкой, охотой на птиц и мелких млекопитающих животных, которые водились в окрестностях.
«До настоящего момента мы точно знали лишь, что люди охотились на крупную дичь, например, на бизонов и лосей, и изготовляли для этого специальное оружие. И большинство изученных нами первобытных поселений представляли собой охотничьи стоянки. А теперь мы нашли место, где жили также женщины и дети. То есть мы обнаружили важную составляющую часть системы первобытных поселений, сведения о которой мы не можем почерпнуть ни из каких письменных источников», -- объяснил важность находки Поттер.
Место, где стояло село, называется «Верхняя солнечная река» (Upper Sun River): так переводится атабаскское название этой местности – Xaasaa Na. Поэтому местные жители из племени Озера Хили назвали ребенка Xaasaa Cheege Ts'eniin (Upward Sun River Mouth Child, Ребенок из верховий устья Солнечной реки).
Ребенок, похороненный в центре дома
Пол первобытного дома был найден на глубине 27 см. Цветные пятна в осадочных слоях свидетельствуют, что стены и крышу поддерживали столбы, хотя сегодня сказать, из чего они были сделаны, невозможно (кстати, дом не был раскопан целиком, поэтому его площадь также неизвестна).
Находка человеческого скелета стала для ученых приятной неожиданностью, так как в субарктической Аляске исследователям никогда не попадались человеческие останки старше нескольких столетий. Ученые не могут сказать, как именно умер ребенок. Однако после смерти его тело кремировали в большой яме, вырытой в центре дома. Яма имела овальную форму и глубину в 45 см. Археологи пришли к выводу, что после кремации она была засыпана, а дом покинут.
В яме сохранилось около 20% костей от сожженного скелета. По этим останкам невозможно определить пол ребенка. Но зато сохранились несколько зубов: археологи проанализировали их и пришли к выводу, что ребенок умер в трехлетнем возрасте. На скелете не удалось обнаружить какие-либо следы травм или болезней, однако это ученых не удивило – большинство болезней не оставляют следов на костях.
До появления захоронения в яме ежедневно горел огонь, там же готовили пищу. В осадочных слоях ниже скелета археологи нашли кости лосося, сусликов, белых куропаток и других мелких животных.
Отношение палеоиндейцев к детям
Поттер вместе с коллегами не смог обнаружить какие-либо предметы, которые можно было бы определить как погребальный инвентарь. Рядом со скелетом археологи нашли лишь два кусочка красной охры, но их значение остается неясным. Красная охра использовалась при погребальных обрядах по всему миру, однако у этого природного красителя было и множество других функций. Поттер отметил, что отсутствие подобных предметов типично для кочевых сообществ охотников и собирателей. Однако не стоит трактовать это как признак того, что смерть ребенка не имела никакого значения для людей.
«Все собранные нами данные свидетельствуют о том, что смерть малыша не прошла незамеченной. Об этом говорит расположение погребения в доме. Дом был центром активной деятельности местных жителей – там готовили, если, спали. И то, что люди похоронили в помещении ребенка -- достаточно веское свидетельство того, что к детям относились с особой заботой», -- рассказал археолог.
Конечно, у ученых осталось множество вопросов, связанных с обстоятельствами смерти ребенка, однако для Поттера и других археологов весь комплекс археологического памятника вызывает еще больший интерес. Теперь историки могут сделать новые выводы об образе жизни древнейших жителей этого региона.
Первые жители Аляски
Аляска была частью Берингии, через нее пролегал путь из Старого в Новый свет, поэтому ученым особенно важны любые сведения о древнейших жителях этой территории. Хотя многие предположения исследователей до сих пор вызывают множество споров, в целом все ученые сходятся во мнении, что первые люди северной Америки пришли сюда через Берингов перешеек из Сибири где-то в конце последней ледниковой эпохи, около 13 000 лет назад (или даже раньше). Однако ученые до сих пор располагают весьма скудными сведениями о древнейшей истории Берингии. Археологи нашли в Северной Америке лишь несколько домов, которые относятся к первым двум тысячелетиям пребывания людей на территории Берингии. И если не считать последнюю находку, то почти все дома были обнаружены в штатах, расположенных южнее Аляски, или у озера Ушки в Сибири. А погребение того периода удалось найти только в Сибири.
Каменные орудия того времени, найденные на территории центральной Аляски, относятся к микролитам. Однако представители культуры Кловис центральной части Северной Америки не изготавливали микролиты. Каменные орудия, остатки дома и кости животных, найденные в Аляске, гораздо больше походят на аналогичные находки у озера Ушки в Сибири, чем на предметы первобытной культуры, которые археологи находят на территории всех остальных 48 штатов. «Эта технология изготовления каменных орудий указывают на связь между Аляской и Старым светом», -- отметил Поттер.
Исследователи уже давно спорят по поводу того, представляли ли древние жители центральной Аляски во время позднего плейстоцена или раннего голоцена единую культурную группу или же принадлежали к разным формациям. По мнению Поттера и его коллег, последняя находка говорит в пользу первого предположения. Между археологическими памятниками того времени существует разница, однако она, скорее, отражает разнообразие жизни людей. Разные члены этого единого общества выполняли разные задачи. Одни охотились на крупную дичь, другие добывали мелкую живность. И приоритеты первобытных людей менялись в зависимости от времен года.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.