Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Корабли обрели скелет около 1500 лет назад

Израильские и американские ученые изучили останки кораблей, затонувших в крупных гаванях у берегов Израиля и Турции. Находки позволили обновить данные, касающиеся истории конструирования кораблей.

Израильские археологи нашли деревянные останки кораблей на месте древней средиземноморской гавани недалеко от острова Дор в лагуне Тантура, к югу от Хайфы. Сейчас останки находятся в Университете Хайфы, где их можно спокойно изучать.

По словам руководителя исследования Якова Каханова (Yaakov Kahanov) из Университета Хайфы (University of Haifa), археологи пришли к выводу, что кораблестроители научились создавать каркасные суда около 1500 лет назад. То есть на 500 лет раньше, чем считалось до этого. За последующие столетия конструкция корпуса лишь совершенствовалась. Каханов вместе со своими коллегами смог подтвердить существование каркасных конструкций на пяти найденных судах, которые датируются периодом с V до IX века до н. э.

Каркасная основа придавала кораблям большую устойчивость. До этого, около 2000 лет назад, доски корпуса соединялись между собой с помощью различных клейких веществ и специальных крепежей. Покойный исследователь и конструктор Ричард Стеффи (Richard Steffy), который около 20 лет назад заложил основы реконструкции и изучения древних судов, считал, что каркасные корабли появились лишь около 1000 лет назад.

«В Тантуре ученые обнаружили несколько хорошо сохранившихся кораблей, которые относятся к переходному типу и свидетельствуют о зарождении каркасных конструкций. Они относятся к середине первого тысячелетия. То есть Стеффи ошибся в своих выводах как минимум на 500 лет», -- отметила независимый эксперт Шелли Вахсманн (Shelley Wachsmann) из Техасского университета агрокультуры и машиностроения (Texas A&M University).

По словам Каханова, вначале древние кораблестроители делали деревянные каркасы. Затем эти остовы обшивались досками, а швы заделывались паклей и смолой. После этого настилалась палуба и пол в трюме. К корпусу надежно крепились мачты.

Подтверждение из Турции

Подтвердить теорию Каханова помогли раскопки в Турции. Американские археологи изучили побережье около Стамбула -- место, где раньше находился константинопольский порт, носивший имя Феодосия. Порт построен при императоре Константине Великом (306--337) в IV веке, а затем усовершенствован при его преемниках, Феодосии I (379--395) и Феодосии II (408--450). Работы под руководством Кемаля Пулака (Cemal Pulak) из Техасского университета агрокультуры и машиностроения ведутся на этом месте с 2005 года. В работе участвовали 50 археологов и архитекторов и более 500 рабочих. По словам Пулака, за последние четыре года археологи обнаружили останки 32 кораблей, которые относятся к периоду с VII по XI век. Найденные корабли относятся к разным типам: среди них есть морские галеры, грузовые суда и небольшие рыбацкие лодки.

Руководитель экспедиции подчеркнул, что все корабли построены на каркасной основе. Постепенно формы остовов становились все изящнее и функциональнее, по мере того как строители осваивали эту технику. В основном эти изменения заметны на коммерческих судах. Военные корабли меньше изменялись и в целях безопасности строились традиционным способом.

На месте порта археологи нашли четыре длинных судна, в корпусе которых были проделаны отверстия для весел. Вокруг отверстий сохранились остатки кожаных «рукавов». Письменные источники свидетельствуют, что такие «рукава» предохраняли судна от попадания внутрь корпуса воды, которая стекала по веслам. На одном из кораблей сохранились деревянные скамьи, на которых сидели гребцы. На борту другого судна лежали доски, которые некогда использовались в качестве весел. «Впервые у нас появилась возможность изучить, как работали гребцы», -- отметил Пулак.

Ученые сделали доклад о своих исследованиях 9 января на ежегодном заседании Археологического института Америки (Archaeological Institute of America).

Полная версия