Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Древние мастера забыли переплавить античный клад

Французским археологам удалось раскопать античный квартал. Среди удивительных находок -- клад на сто тысяч монет и мастерская знаменитого скульптора II-III веков, произведения которого сохранились до наших дней.

Французские исследователи из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) во время раскопок на севере Отёна (департамент Сона и Луара) обнаружили античный квартал, в котором некогда жили ремесленники и зажиточные горожане. Первые здания здесь появились в I веке, когда император Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) заложил Отён, получивший тогда в честь него название Августодун (лат. Augustodunum). Город стал даром Рима своим союзникам и превратился в столицу эдуев (ранее главным городом этого народа был галльский город-крепость Бибракта на холме Бевре, недалеко от современного Отёна). Вскоре Августодун стал одним из важнейших поселений на севере Галлии: он получил известность благодаря ремесленным изделиями, высокой культуре и статусу столицы.

Раскопки, которые возглавляет археолог из INRAP Стефан Аликс (Stéphane Alix), позволили ученым узнать, как развивался квартал, в котором жили и работали местные жители.

Глиняные фигурки Пистилла

В I-III веках в Галлии изготовлялись и всюду продавались маленькие глиняные фигурки. Статуэтки из белой глины отливались в специальных формах, состоящих из двух половинок. После заливки глины щели между частями замазывались, и формы отправлялись в печь. После обжига статуэтки иногда расписывали. В Римской Галлии производством таких фигурок занимались многие мастерские. Их товар предназначался для простого люда, который не мог себе позволить бронзовые статуи.

В 1920 году Камиль Жюлльян (Camille Jullian) перечислила в своей «Истории Галлии» имена мастеров, которые известны историкам, так как их изделия дошли до нас: «Аллуса из Бордо, известный фигурками Матерей; армориканец Рекстуген, прославившийся своими Венерами; Сакриллос Арвернский из Тулон-сюр-Алье, поставщик голубей; а в особенности эдуец Пистилл, который стал мастером в этом ремесле и заполонил Галлию статуэтками Матерей, младенцев в яслях, римских кроватей, собак – хранителей очага». Правда, историки не были уверены, что на рубеже II-III веков знаменитый Пистилл жил и работал в Отёне. Тем более, что его статуэтки продавались по всей Галлии. Их везли в сторону Атлантики (в Бурж, Пуатье, Нант), а также на восток и северо-запад по Агриппиевой дороге на территорию северной Германии – в римские провинции Рецию и Норик (в Майнц и Баварию, к Боденскому озеру и в австрийский Тироль).

И вот теперь во время раскопок античного квартала в Отёне археологи нашли мастерскую, в которой действительно работал Пистилл. В мастерской сохранилась печь для обжига, формы, статуэтки и неудавшиеся изделия, на которых написано его имя. Пистилл отличался от других ремесленников особо искусным выполнением статуэток. Мастер изготовлял глиняных богинь-покровительниц, Венер, животных и многое другое. Он также делал фигурки, рассказывающие об интимной жизни римлян. Например, в 1850 году в Бордо нашли его работу, получившую название «Любовники из Бордо». Пистилл изобразил мужчину и женщину, которые лежат в кровати и ласкают друг друга, а в ногах у них спит собака. В Отёне археологи пока не обнаружили подобных эротических скульптурных сценок. Но они нашли в мастерской статуэтки Венеры и животных.

100 000 монет

Во время последних недель охранных работ, которые были в основном посвящены изучению руин периода правления Октавиана Августа (начало I в.), археологи неожиданно сделали новую находку – множество монет. Они лежали в яме, покрытой сверху черепицей. Общий вес клада составил около 38 кг, хотя каждая из монет весит лишь около 0,4 г. Всего в яме находилось более 100 тысяч римских бронзовых монет конца III века.

Исследователи определили, что все монеты были негосударственной чеканки. В то время Римская империя испытывала постоянные кризисы: между претендентами на трон шли войны, люди умирали от множества болезней, на границах не прекращалась борьба с варварами, финансовое положение подрывали экономические кризисы. Государство больше не могло обеспечивать стабильность и контролировать монетную систему. Поэтому местные власти начали чеканить свои бронзовые монеты, которые имели малую ценность. Хотя новые деньги изготовляли частные лица, Риму приходилось с ними мириться. Новые монеты пытались сделать похожими на официальную чеканку, но это удавалось довольно плохо, а изображения на них часто не поддавались идентификации. Монеты, найденные в Отёне, относятся к типичной для III века чеканке Тетрика, императора Галльской империи (270-274 года). Благодаря глиняной «крышке» частично сохранилась и плетеная корзина, в которой лежали монеты.

Археологи пришли к выводу, что эти монеты – не спрятанный кем-то клад. Скорее, к тому моменту, когда их положили в яму, они уже не имели никакой ценности и предназначались для переплавки. В пользу этой теории говорит тот факт, что яма находилась на территории одной из металлургических мастерских, обнаруженных в античном квартале. Известно также, что для оздоровления экономики и монетной системы некоторые императоры проводили реформы и старались изъять из оборота старые монеты, которые уже ничего не стоили (не считая металла, который можно было переплавить). Вероятно, монеты из Отёна оказались в этой яме благодаря реформам Диоклетиана во время Тетрархии (конец III – начало IV веков). Судя по всему, недалеко от этого склада монет находился еще один: археологи собрали около 2000 монет у одной из стен мастерской. В IV или V веке каменное здание снесли, и второй «склад» частично погиб.

И все же для исследователей прежде ненужные монеты – настоящий клад. Благодаря находке они надеются лучше понять процесс появления монет негосударственной чеканки, а также феномен обесценивания и последующей переплавки временных денежных единиц во время существования Римской империи.

Кроме этого, на всей площади раскопа удалось найти еще 300 римских монет (в основном, бронзовых), которые помогли датировать постройки античного квартала.

Полная версия