Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Средневековый Коринф доторговался до Ирана

Историки выяснили, что в Средние века купцы из Коринфа ездили за керамикой на 2500 км. В то время знаменитый город вновь расцвел и стал крупным центром Византийской империи. Однако что-то разрушило торговые пути.

К концу античности Коринф, один из самых известных городов Древней Греции, лежал в руинах. «В середине VI века город стал жертвой бубонной чумы, а позднее – глубокого экономического кризиса (об этом свидетельствуют археологические находки), который длился около 500 лет», -- утверждают археологи из Американской школы античных исследований в Афинах, которые занимаются раскопками Коринфа с 1896 года.

В начале Средних веков город не мог вернуть себе свою былую славу и могущество. Однако с IX века он вновь начал развиваться. Район, где раньше находился римский форум, плотно застроили домами, мастерскими, банями и монастырями. Торговые операции, производство и связи с другими городами и странами начали расширяться. Для коринфян снова настали счастливые времена. «В период расцвета в конце XI – XII веках в Коринфе работали около 230 сапожников и 70 гончаров с подмастерьями в 20 гончарных мастерских», -- рассказал археолог Гай Сандерс (Guy Sanders) в статье «Recent Developments In the Chronology of Byzantine Corinth», опубликованной в начале 2010 года.

В период своего восстановления Коринф оставался под властью Византии. Лишь в 1147 году норманны под предводительством Рожера II (1095-1154) напали на город. Норманны были соперниками византийцев, так как конкурировали с ними за влияние в средиземноморском регионе.

Торговля Коринфа со Средним Востоком

Последние исследования, которые провел Роберт Мейсон (Robert Mason), хранитель Королевского музея Онтарио (Торонто, Канада), показали, что в Средние века Коринф участвовал в торговых операциях, которые велись по всему Среднему Востоку. Среди импортируемых товаров были редкие и сложные по технике исполнения керамические изделия, привезенные из таких отдаленных мест как Кашан в Иране (расстояние от Кашана до Коринфа составляет 2500 км).

Мейсон, специалист по керамике Среднего Востока, изучил состав глины, из которой делались сосуды, а также узоры на поверхности керамической посуды, и смог определить, когда и где ее сделали. Лето 2010 года он проработал в Коринфе, и на прошлой неделе представил результаты своих исследований на собрании отдела Археологического института Америки в Торонто.

По словам исследователя, коринфяне начали проводить такие широкомасштабные торговые операции сразу как встали на ноги. В IX-X веках, когда начался экономический подъем Коринфа, город стал импортировать товары из Басры, гончарного центра южного Ирака, расположенного недалеко от Персидского залива.

«Сейчас сложно сказать, как именно коринфяне получали керамику из Басры. Судя по всему, в IX веке купцы побывали в Басре всего раз или два, а в X веке начали ездить туда постоянно», -- рассказал Мейсон. Среди привезенных товаров были майоликовые блюда, которые, возможно, использовались во время церковных служб. По словам исследователя, эти красивые блюда сильно отличаются от тех, которые производились в районе Коринфа. Возможно, они были подарками епископа со Среднего Востока.

Историк подчеркнул, что Коринф был далеко не единственным городом, который импортировал товары из Басры. «Торговая сеть, по которой распространялись эти керамические изделия, была поистине огромной. Басра, к примеру, снабжала керамикой Китай, Испанию и Южную Африку», -- отметил Мейсон.

Высокий спрос на керамику из Басры существовал по многим причинам. По словам Мейсона, местные гончары использовали сложную технику для создания своей продукции. «Они покрывали готовую посуду металлической краской, которая плавилась во время повторного обжига. Это довольно тонкая работа – если вторичный обжиг проводился неправильно, изделие можно было сразу выбрасывать», -- отметил исследователь.

Басра оказалась не единственным городом на Среднем Востоке, с которым торговал Коринф. В период с 800 по 1200 года коринфяне также импортировали продукцию из Дамаска (Сирия), Фустата (современный Каир, Египет) и Кашана (Иран). В IX-X веках керамика, в основном, вывозилась из Басры, а в XII веке торговля шла с Дамаском и в меньшей степени с Ираном.

Мейсона поразил тот факт, что в XI веке коринфяне импортировали из Фустата албарелли -- специальные аптекарские сосуды с узким горлышком. «Нам известно, что албарелли пришли на Запад с территории Среднего Востока. Но сосуды из Коринфа – это древнейшие сохранившиеся до наших дней албарелли, которые я когда-либо видел», -- подчеркнул Мейсон.

Внезапное прекращение торговых операций

В ходе работы исследователь также столкнулся с загадкой. После 1200 года он не обнаружил в Коринфе не единого осколка керамики со Среднего Востока. По каким-то непонятным причинам коринфяне полностью прекратили импорт гончарных изделий. «После 1200 года нет ничего, и я не понимаю, почему?», -- рассказал Мейсон. При этом торговля между Средним Востоком и другими европейскими городами продолжалась. «Керамику из Дамаска можно было найти в то время и в Англии, и в Норвегии», -- добавил исследователь.

Теперь Мейсон с другими исследователями Коринфа пытается понять, что прекратило торговые операции. Изучение письменных источников свидетельствует, что в районе 1200 года Коринф не был разрушен, однако в городе произошли какие-то политические изменения. В Византийской империи, при которой Коринф вновь расцвел, начались беспорядки. Вскоре после смерти Мануила I Комнина в 1180 году в Византии начался период интриг, убийств и дворцовых переворотов. Войны ослабили Византию, что позволило крестоносцам в 1204 году разграбить Константинополь под предлогом восстановления власти законного императора. Пелопоннес, который теперь находился под властью Ахейского княжества, был разделен на фьефы, которые контролировались местными властями, расположенными в крепостях. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Византия смогла получить эти территории обратно.

Хотя ученые не могут с уверенностью сказать, послужили ли эти события прерыванию связей Коринфа со Средним Востоком, хронологические рамки событий в Византии и в Коринфе позволяют предположить, что связь между ними существуют. Историки и археологи продолжают изучать историю Коринфа, чтобы найти ответ и на этот вопрос.

Полная версия