Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Руины помогли археологам разобраться в карибских сахарных войнах

Раскопки на острове Бас-Тер в Карибском море позволили археологам пролить свет на сахарные войны XVII-XVIII веков и докопаться до отложений сразу нескольких древних доколумбовых культур.

Перед началом строительства «Городка знаний» на территории университета на юге города Бас-Тер, административного центра Французской Гваделупы, сотрудники Национального института превентивной археологии Франции (INRAP) провели охранные раскопки на участке площадью в 2850 кв. м. И во время раскопок так называемой горы Эсперанс выяснили, что люди жили на этом месте еще во времена саладоидной археологической культуры (400 год до н.э. – 960 год н.э.). Более поздние следы относятся к трумасоидной и суасоидной культурам (740-1600 годы). Ученые обнаружили керамику того времени, захоронения местных жителей, углубления от столбов строений и другие предметы материальной культуры.

Позднее на этом месте долгое время существовало сахарное хозяйство. Изучение письменных источников, сохранившихся в архивах, подтвердило, что раскопки проводились на месте, где в XVII веке голландцы, а именно Якоб Свирс, основали поселение, жители которого занимались производством сахара.

Колониальная история Гваделупы

В 1634 году Шарль Льенар де л’Олив, поселенец с острова Сент-Китс (Малые Антильские острова), вместе с Жаном дю Плесси д’Оссонвилем отправился колонизировать Гваделупу от имени Французской компании американских островов. Они причалили к гваделупскому берегу 28 июня 1635 года в районе современной коммуны Сент-Роз.

Первым поселенцам пришлось нелегко. Они стали жертвами болезней и голода, многие умерли. Выжившие обосновались на юге острова, на территории современной коммуны Вьё-Фор. В районе приходов Нотр-Дам-дю-Мон-Кармель и Сен-Франсуа начало развиваться сельское хозяйство и протопромышленные центры: здесь выращивали сахарный тростник, табак и кофе.

В 1654 году голландцы, выгнанные из Бразилии (где они жили с 1624 года) португальцами, нашли приют в Гвиане и на Антильских островах. В Гваделупе они продолжили выращивать и производить сахар, как когда-то делали это в Бразилии, под бдительным, но благосклонным надзором губернатора острова Шарля Уэля. Так, к 1661 году на острове стояла уже 71 мельница.

Между реками Эрб и Гальон находилось место, получившее название горы Эсперанс (т.е. Надежды), – там голландцы основали пять сахарных хозяйств. Каждое такое хозяйство состояло из деревни рабов, хозяйского дома, мельницы, котельной (где очищался сок сахарного тростника), большого каменного здания (в котором изготовляли сахар) и складских помещений. Все эти хозяйства в 1655 году основал голландец Якоб Свирс, приехавший в Гваделупу из Бразилии. В течение столетий сахарные хозяйства на горе Эсперанс улучшались, разрушались, реконструировались и прошли через руки многих семейств, сохранившись вплоть до XX века. На последнем этапе здесь находился перегонный завод, который был разрушен в 1990-х годах.

Производство сахара

Археологи обнажили фундаменты зданий, стоявших на территории сахарного хозяйства. Все строения окружали глубокие рвы, по которым текла вода. Местные производители сахара использовали энергию воды для вращения водяного колеса мельницы, где тростник перерабатывали в сахар. Сегодня следов водяной мельницы, построенной из дерева, не осталось, однако в распоряжении историков есть изображения и письменные свидетельства, созданные, к примеру, миссионерами-доминиканцами Дю Тертром и Лаба. Архивные данные позволяют ученым воссоздать картину местного сахарного производства.

Водяное колесо, соединенное с системой зубчатых колес, приводило в движение вал, который вращал деревянный цилиндр, обшитый металлическими пластинами. Цилиндр был соединен системой зубчатых колес с двумя другими цилиндрами, расположенными с двух сторон от него. Стебли сахарного тростника сначала обжигались, чтобы удалить все листья, а затем давились под вращающимися цилиндрами. Полученный сок попадал на вогнутую доску, называемую «столом», и стекал по этому желобу в каменный чан. К мельнице было пристроено другое помещение, в котором изготовлялся сахарный сироп.

Сахар по-французски и по-английски

В то время существовало два типа сахарного производства. Так называемые французские сахарные «фабрики» в основном строились из камня. Через сливные трубы или вручную сок сахарного тростника направлялся в пять металлических котлов. Емкости были вмонтированы в каменную кладку, а под каждой емкостью находилась печь. Проходя через все котлы, сок фильтровался: работники снимали накипь и очищали его таким способом от примесей. Сок осветлялся и превращался в сироп. Кристаллизация сахара проводилась в огромных бочках с отверстиями (в них получался нерафинированный сахар-сырец) или в специальных керамических формах (белый сахар-рафинад). Готовый продукт посылался в Европу в специальных деревянных бочках.

В Америке существовал другой тип сахарного производства. На таких «фабриках» все здания строились из более легкого материала (в основном из дерева), и в их конструкцию входила всего одна печь, расположенная под последним котлом. Под всеми остальными котлами находилось полое пространство, через которое шел горячий воздух. В самом конце «дымоход» соединялся с трубой, через которую дым выходил наружу. В самых крупных цехах могло существовать сразу две таких цепочки котлов. Обнаруженная археологами голландская «фабрика» относится именно к второму типу. Такие же сахарные производства существовали у голландцев и в Бразилии. Такой более экономичный способ производства назывался английским.

Находки археологов

Все необходимые для производства сахара инструменты и предметы хранились в зданиях, которые раскопали археологи. Помещения были покрыты так называемой «фламандской» черепицей. Она отличается от других видов размерами и толщиной, а в профиль имеет форму буквы «S». Археологи находили образцы такой черепицы в старых голландских колониях, например, на острове Кюрасао в Карибском море. Такая же черепица использовались и в Европе, например, в восточной части Англии или на севере Франции. Если верить рисункам и картинам, сделанным фламандскими художниками в Бразилии, из-за веса черепиц крыши домов обычно несколько деформировались. В Бас-Тер черепичные крыши покоились на деревянных стенах, которые, в свою очередь, стояли на фундаменте, сложенном из обтесанных каменных блоков, скрепленных строительным составом на основе глины.

Гваделупский архипелаг перенес много нападений со стороны соперников Франции, которые искали новые колониальные территории. Во время двух таких атак, в 1703 и в 1759 годах, сахарное хозяйства на горе Эсперанс были разрушены. Отец Лаба, который описывал в своих дневниках англо-французское столкновение 1703 года, сообщал, что англичане систематически уничтожали все емкости для изготовления сахара во всех хозяйствах, на территорию которых попадали. В общем и целом в том году погибли 29 сахарных «фабрик». Эти рассказы нашли подтверждение и при археологическом исследовании горы Эсперанс. Во время раскопок ученые обнаружили следы пожаров, а также множество мелких осколков от керамических сосудов и форм в насыпях вдоль рвов и в самих рвах, по которым текла вода для мельницы.

Некоторые из фрагментов представляют собой осколки керамических форм для кристаллизации сахара, сосуды для патоки конца XVIII века и фламандскую черепицу. Другие черепки идентифицированы как посуда второй половины XVII века – начала XVIII века, которую использовали в повседневной жизни.

От карьера к плантации

Кроме руин сахарного хозяйства, археологи нашли кладбище, на котором хоронили сахаровладельцев. В начале XVIII века рядом с кладбищем начали разрабатывать карьер, который затем был частично засыпан. Позднее дно полузасыпанного карьера было выложено небольшими каменными блоками. Археологи обнаружили, что камень покрыт слоем серой глины. Это может означать, что бывший карьер превратили в пруд, который использовался местными жителями в хозяйственных и санитарных целях. Во второй половине XVIII века пруд засыпали, и здесь появились сельскохозяйственные угодья. Об этом свидетельствуют следы четырехугольных рвов, окружавших поле. Подобные находки на Гваделупе обычно указывают на то, что раньше здесь существовала плантация.

Археологи продолжают изучать находки с горы Эсперанс, которые расскажут им о повседневной жизни на территории сахарных хозяйств, о том, какая там использовалась посуда, что люди ели и как проводились торговые операции. Параллельно историки работают в архивах Голландии, чтобы выяснить все подробности о семье Свирс, которой и принадлежали гваделупские хозяйства в XVII веке.

Полная версия