Архивист из Национальной портретной галереи Великобритании обнаружил предметы из захоронения короля Ричарда II. Возможно, эта находка позволит ученым довольно точно восстановить внешний облик английского правителя XIV века.
Сэр Джордж Шарф (George Scharf; 1820-1895) был назначен директором Национальной портретной галереи в 1857 году, вскоре после ее открытия. Он оставался на этом посту 38 лет, и в его бумагах отражена вся история этой организации практически со дня ее основания, когда среди англичан возрос интерес к национальным особенностям Великобритании и осознание того, что портреты могут играть большую роль в отражении английской истории.
Сокровища из сигаретной коробки
Предметы из захоронения Ричарда II хранились в сигаретной коробке, датированной 31 августа 1871 года. Внутри архивисты обнаружили кусочки дерева, возможно, от гроба английского короля, и фрагменты ткани. «На первый взгляд коробка выглядела пустой и совершенно обычной. Но когда я ее открыл, то увидел полоски кожи и кусочки дерева. Вот что значит в буквальном смысле прикоснуться к истории», -- поделился впечатлениями архивист Кшиштоф Адамец (Krzysztof Adamiec).
Архивисты поняли, что они нашли, только каталогизировав еще несколько документов Шарфа. Исследователи просмотрели записи в дневнике и эскизы, сделанные в тот же день, который был указан на сигаретной коробке. Записи от 31 августа показали, что Шарф присутствовал на вскрытии королевских захоронений в Вестминстерском аббатстве. На одном из эскизов архивисты нашли рисунок перчатки из захоронения, а в сигаретной коробке – кусочек кожи, который, возможно, был фрагментом зарисованной перчатки. Первый директор Галереи тщательно зарисовал череп и кости короля и провел детальные измерения его останков. Рисунки сделаны так точно, что их можно будет использовать для реконструкции внешнего вида Ричарда II.
События того дня также подробно описаны его высокопреподобием Артуром Стенли (Arthur Stanley), настоятелем Вестминстерского аббатства. Его отчет появился в журнале Archaeologia за 1879 год.
Директор записывал и зарисовывал все что видел
Каталогизация бумаг первого директора Галереи проходит в рамках шестимесячного проекта, который спонсируется по гранту Программы национальных архивов. В ходе исследований архивисты поняли, что Шарф накопил множество данных не только об искусстве: директор Галереи присутствовал на открытии королевских захоронений и видел погребения Ричарда II, Эдуарда VI, Генриха VII, Якова I и Елизаветы Йоркской.
«Эта находка показала, каким большим потенциалом могут обладать бумаги директора Галереи. Изучение записей в дневниках, эскизов, заметок и других материалов может дать историкам уникальные данные. Шарф педантично записывал почти все, что он видел и в чем участвовал. Читая его бумаги, можно восстановить по минутам практически каждый день этого джентльмена викторианской эпохи», -- отметил Адамец.
В архиве Шарфа есть деловые бумаги, личные и семейные документы, которые отражают не только историю Галереи, но и социальную историю викторианской Англии. Шарф внимательно наблюдал за жизнью людей своего времени и в его дневниках, заметках и эскизах отразились изменения, которые происходили в Лондоне и в повседневной жизни англичан, здесь получили освещение и крупные исторические события эпохи.
Шарф был не только человеком, построившим Национальную портретную галерею, он также работал в частном порядке в ряде других проектов. К примеру, он участвовал и даже организовал некоторые крупнейшие выставки викторианского периода: он работал в Хрустальном дворце, построенном к Всемирной выставке 1851 года, после его переноса в Сиденхем (1854), и на манчестерской выставке Сокровищ искусств Великобритании в 1857 году.
Среди бумаг Шарфа сохранилось 230 блокнотов и рисунков: он тщательно зарисовывал места, в которых бывал, и делал портретные наброски людей, с которыми встречался. Например, среди его рисунков есть портрет Уинстона Черчилля в детстве, изображение Ковентри до его бомбежки и рисунки с похорон Веллингтона. Шарф также составлял обзоры частных и общественных коллекций предметов искусства.