Стеклянная посуда в Римской Британии делалась из вторсырья
Анализ стеклянных изделий, которыми пользовались британцы в последнее столетие владычества на островах Римской империи, показал, что почти все найденные археологами предметы сделаны из переработанного стекла.
В III-IV веках нашей эры стеклянные предметы в Британии делались благодаря повторной переработке стекла. Это было связано с тем, что в северных колониях Римской империи наблюдалась нехватка исходных материалов для производства нового стекла. «Судя по всему, большая часть стекла, которое доставлялось в Британию в позднеримский период, представляла собой сырье, переработанное повторно», -- рассказала Каролина Джексон (Caroline Jackson), работающая на факультете археологии Университета Шеффилда (Великобритания).
Как появилось стекло
Считается, что впервые люди научились делать стекло в Месопотамии около 2500 года до н.э. Это искусство распространилось по территории Египта, где произошла определенная техническая революция: люди научались выдувать стеклянные предметы через специальную трубочку. К I веку до н.э. изготовлять стекло умели уже на территории Сирии и Палестины.
Римляне позаимствовали технологию у местных жителей, поэтому постепенно стекло стало производиться во всех уголках обширной империи и превратилось в самый обычный материал для изготовления предметов домашнего обихода.
Цветное и бесцветное
Стекло делалось из песка и различалось по цвету в зависимости от того, какие химические элементы присутствовали в исходном материале. Например, если песок содержал железо, то стекло приобретало сине-зеленый оттенок, а сочетание железа и серы придавало полученному продукту коричневатый цвет.
Искусные римские мастера умели отбирать сырой материал так, чтобы получить именно тот оттенок, который им требовался. Они делали и бесцветное стекло, добавляя в песок специальную смесь, благодаря которой химические элементы окислялись и стекло обесцвечивалось. «В период существования Римской империи это могли быть сурьма или марганец», -- добавила Джексон.
Бесцветное стекло, похожее на хрусталь, ценилось очень высоко. Согласно записям Плиния Старшего, римский император Нерон, правивший в 37-68 годах, заплатил за две прозрачных чаши небольшого размера с двумя ручками 6000 сестерций (около $250 тыс. в наше время).
Британская стеклянная посуда
Для современных ученых до сих пор неясны некоторые моменты высокоразвитого и процветающего производства стекла в Римской империи. Например, историки не знают, где именно делалось обесцвеченное стекло. Спорным остается и вопрос организации производства стеклянных предметов. «Плиний утверждает, что песок для обесцвеченного стекла добывался в Италии. Также существует распространенная теория, что центром производства римского стекла была Рейнская область», -- отмечают Джексон и ее коллега Хэрриет Фостер (Harriet Foster) из Норфолкского музея.
Исследовательницы попытались узнать больше о производстве и распространении обесцвеченного стекла в позднеримский период на территории Британии. Они провели атомно-эмиссионный спектральный анализ химического состава 128 стеклянных предметов (в основном посуды), обнаруженных на 19 раскопах в разных частях Великобритании. Джексон и Фостер смогли выяснить, что 46 предметов обесцвечены только с помощью сурьмы, 13 – благодаря марганцу, а в составе оставшихся 69 образцах стекла обнаружились оба этих элемента. По словам ученых, именно присутствие двух элементов в одном образце свидетельствуют о повторном использовании стекла. Новые вещи делались из осколков разбитой посуды, и в одной новом предмете смешивались разные кусочки ранее обесцвеченного стекла.
Анализы стеклянной посуды также подтвердили теорию о существовании одного большого центра стеклянного производства, однако его местоположение все еще нельзя точно определить. «Нам необходимо продолжать анализы химических элементов и изотопов в стеклянных изделиях, тогда мы сможем назвать возможный район производства», -- подвела итог Джексон.
Статья «The composition of late Romano-British colourless vessel glass: glass production and consumption» опубликована в Journal of Archaeological Science.