Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Места древних портов и корабельных стоянок подскажет климат

Норвежские ученые разработали метод, при помощи которого могут легко находить места, где швартовались древние корабли -- от позднего Средневековья до железного века.

«Археологи уже давно занимаются исследованием исторических памятников, расположенных на суше, -- говорит метеоролог Мариан Ниттер (Marianne Nitter) из Музея археологии при Университете Ставангера (Норвегия). -- Однако они почти не уделяют внимания культурным памятникам на береговых участках. Я имею в виду те места, куда причаливали суда и где люди высаживались на берег. Там стояли молы, сараи для лодок, остатки домов в прибрежных поселениях – те строения, которые могут поведать нам о древней морской культуре, о передвижениях наших предков и о существовавших морских путях».

Ниттер вместе со своими коллегами -- геологом Лотте Селсинг (Lotte Selsing) и морским археологом Эндре Эльвестадом (Endre Elvestad) из Морского музея Ставангера изучает, как люди исследуют и сохраняют археологические памятники, связанные с морской историей Норвегии. По словам Ниттер, все эти культурные объекты сильно страдают из-за изменения уровня моря, роста морских перевозок и суровых погодных условий. Высокие волны и частые штормы могут привести к их полному уничтожению.

Метеорологи помогут археологам в поисках древних портов

«Процесс изучения и сохранения памятников на береговой линии начался в Норвегии относительно поздно, поэтому мы даже примерно не представляем, сколько подобных памятников существует. И мы не можем изучать и консервировать те памятники, которые не были зарегистрированы археологами», -- добавила Ниттер.

Чтобы помочь археологам искать древние морские стоянки, Ниттер разработала концепцию «климатического пространства» (climate-space). По словам исследовательницы, «климатическое пространство» -- это область с однородной температурой, осадками, направлением и скоростью ветра. Примерами таких областей могут быть отдельно взятые долины, рощи, горы, озера, фьорды. Они характеризуются определенным рельефом и растительностью, от которых в некоторой степени зависят и различные погодные явления.

Правда, «климатическое пространство» не привязано к конкретному месту. Ведь температура, осадки и ветер могут быстро измениться. И тогда зоны однородности возникнут в другом месте. Изменения могут быть разными: «Направление ветра может поменяться в течение нескольких минут, а растительность – в течение нескольких сезонов», -- отметила Ниттер.

Погода на море

Суда времен железного века могли причаливать в мелководных районах – там, где сегодня пройдут только маленькие лодки. Но постепенно корабли становились крупнее, осадка увеличивалась, и множество мест, где прежде причаливали викинги, оказались к XIV-XV векам покинуты. Эти данные также должны учитываться при поиске древних портов.

Благодаря концепции «климатического пространства» ученые могут рассчитать скорость и направление ветра, высоту волн в определенных фьордах. А получив эти данные, исследователи уже будут определять, в какие времена люди могли пользоваться определенным заливом, и можно ли им было вообще пользоваться. «Благодаря метеорологическим расчетам археологи смогут определять возможное расположение древних портов, а затем уже отправлять экспедиции в самые благоприятные для стоянки судов места», -- рассказала Ниттер.

«Этот метод поможет ускорить поиски. Это важно, так как по прогнозам археологические памятники уже в 2050-2100 годах могут разрушиться. Из-за глобального потепления уровень моря поднимается, и климат приморских районов сильно изменится», -- добавила исследовательница.

Консервация археологических памятников

Ниттер, Селсинг и Эльвестад боятся, что Норвегия вскоре потеряет множество культурных памятников. Они убеждают Управление культурным наследием Норвегии обратить внимание на процесс размывания береговых линий, который, как показали новые анализы, происходит гораздо быстрее, чем считалось ранее. «Управление культурным наследием должно уже сейчас определить степень опасности для наиболее уязвимых археологических памятников», -- отметила Селсинг.

По словам геолога, существуют два пути для сохранения древних портов и поселений около них. Можно либо проводить раскопки, либо оставлять все на месте. В последнем случае некоторые объекты сохранятся естественным путем, так как окажутся «запечатаны» в поздних отложениях. Однако далеко не всегда такая природная консервация памятников возможна. Поэтому также необходимо рассматривать вариант строительства защитных сооружений, которые немного приостановили бы наступление моря и дали археологам шанс закончить работу.

Ниттер, Селсинг и Эльвестад продолжат работать над вопросом консервации памятников. Кроме того, сейчас они сосредоточились на изучении крупных курганов бронзового века. Эти высокие искусственные «холмы» мореплаватели могли использовать для ориентации во время плавания вдоль береговой линии Норвегии.

Полная версия