Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Лондонская ратуша переписала английскую литературу

В Средние века развитием культуры занимались не только церкви. Британским историкам удалось найти доказательства того, что одним из ключевых мест, где работали писцы, в XV веке стала Лондонская ратуша.

Именно в ратуше работали писцы, которые создали первые копии рукописей с тестами таких авторов XIV века, как знаменитые английские поэты Джеффри Чосер (ок. 1343-1400), Джон Гауэр (1330-1408) и Уильям Ленгленд (ок. 1332 -- ок. 1386).

Профессор Линн Муни (Linne Mooney) и доктор Эстель Стаббс (Estelle Stubbs) из Центра изучения Средневековья при Университете Йорка проанализировали древние рукописи и смогли опознать некоторых писцов, которые делали копии произведений английских поэтов и писателей и в то же время входили в гражданский секретариат Лондонской ратуши.

Городские писцы

Среди этих писцов ученые называют Джона Марчаунта (John Marchaunt), служившего городским клерком с 1399 по 1417 год. Он перекопировал два из четырех самых ранних манускриптов с «Кентерберийскими рассказами» Чосера. Он же создал копии восьми рукописей с «Исповедью влюбленного» Гауэра, а также с произведениями Ленгленда.

Другой писец -- Ричард Осборн (Richard Osbarn), работавший в ратуше с 1400 по 1438 год, создал копии двух ранних манускриптов с текстом поэмы Чосера «Троил и Крессида». Он также скопировал работы Ленгленда и анонимных авторов, живших и работавших, судя по всему, на севере и западе Англии – их произведения были привезены в Лондон для размножения и распространения.

Сравнение почерка

Ученые работали в Лондонских архивах метрополии, где сравнивали почерк писцов, копировавших произведения английских писателей и поэтов, с почерком служащих городской ратуши, переписавших различные документы.

Имена и даты службы чиновников ратуши ученым уже были известны, и исследователям только оставалось выяснить, какие именно обязанности на них лежали. Например, известно, что и Марчаунт, и Осборн служили в качестве клерков палаты. Эти чиновники в числе прочего должны были фиксировать в Книгах писем решения казначея, касающиеся ухода за сиротами Лондона. Даты этих записей о сиротах позволили вычислить, какие из записей были выполнены Марчаунтом и Осборном. А затем официальные записи сравнили с литературными рукописями.

Ученые также выяснили, что Осборн был ответственен за создание копий, которые сохранялись в ратуше и в дальнейшем передавались другим писцам для создания новых копий (такая практика тиражирования документов существовала в допечатную эпоху).

Город и цехи поддерживали литературу

Все эти находки подтверждают выводы профессора Муни, сделанные еще шесть лет назад. Тогда исследователь вычислил, что писец Адам Пинкхерст (Adam Pinkhurst), который работал непосредственно с Чосером и создал две ранние копии «Кентерберийских рассказов», служил также в качестве городского чиновника. Теперь же Муни и Стаббс смогли обнаружить документы, написанные рукой Пинкхерста, в том числе записи, связанные с решениями мэра Лондона и членов городского управления. Этот писец работал не только в городской ратуше, но также служил в компании, торговавшей шелком и бархатом. Писцы часто совмещали несколько мест работы. Осборн, например, подрабатывал в ювелирной компании, а другой (анонимный) писец служил у кожевенников.

«Наше исследование показывает, что вне зависимости от того, жил ли писатель в городе или нет, его работы распространялись среди читателей благодаря писцам, работавшими на городское управление. Поэтам оказывали поддержку как городские власти, так и отдельные цеховые объединения», -- отметил профессор Муни.

Исследование было проведено в рамках крупного проекта по идентификации писцов, копировавших позднесредневековые литературные произведения: Муни и Стаббс работают в сотрудничестве с доктором Саймоном Хоробином (Simon Horobin) из Оксфорда.

Полная версия