Человек не просто так одомашнил животных. Сначала он должен был эволюционировать сам, чтобы научиться принимать в свою семью другие виды. Ведь больше ни одно животное в мире массово не занимается столь невыгодным делом и не раздает пищу кому попало.
Палеоантрополог Пэт Шипмен (Pat Shipman) выдвинула гипотезу об эволюции человека, основанную на стремлении людей растить и воспитывать животных отличных от них видов. По мнению исследовательницы, эта связь между человеком и животным выходит за рамки простой привязанности. Более того, Шипмен предположила, что в течение последнего миллиона лет взаимосвязь между древним человеком и другими видами животных сыграла решающую роль в человеческой эволюции.
Орудия труда превратили человека в хищника...
«Появление близкой связи с другими животными -- это уникальная характерная черта нашего вида. Остальные млекопитающие не пытаются постоянно «усыновлять» другие виды животных: газель не станет вскармливать детеныша гепарда, а львы не вырастят олененка. Ведь каждый кусок, который получает от тебя другое животное, не достается твоему собственному детенышу. И если так рассуждать, то оказывается, что держать при себе другое животное невыгодно. Тогда почему же люди поступали совершенно иначе?» -- задалась вопросом Шипмен.
Шипмен, профессор биологической антропологии из Университета штата Пенсильвания, считает, что связь людей с другими животными появилась после распространения каменных орудий 2,6 млн лет назад. «Появление острых орудий превратило слабых предков человека в настоящих хищников», -- добавила антрополог. Тогда наши предки стали конкурентами для других плотоядных животных. Однако люди в отличие от хищников учились наблюдать и понимать поведение на охоте как жертвы, так и хищника-соперника. Благодаря этому они смогли добывать намного больше мяса.
...а люди-хищники превратили животных в живые орудия труда
На большинстве доисторических рисунков изображены животные. Шипмен напоминает, что в ходе эволюции у человека появлялась потребность сохранять и передавать информацию (и рисунки представляют собой некий символический язык). И первым делом людям было необходимо поделиться данными о различных видах животных. «Хотя нам неизвестны самые ранние примеры использования языка, однако произведения первобытного искусства дают нам недвусмысленную информацию. Почти на всех рисунках мы видим животных. А вот других тем художник не затрагивает, а ведь он мог бы изобразить съедобные растения, воду, орудия труда, оружие, взаимоотношения между людьми», -- добавила Шипмен.
По мнению исследовательницы, информация о животных стала настолько важной, что люди попытались сами выращивать зверей, наблюдая за их поведением. Это привело к тому, что примерно 32 тыс. лет назад наши предки одомашнили собаку.
Одомашнивание животных было бы невозможно, если бы у людей не существовало достаточных запасов еды. Первые «собаки» были дикими волками, которые ели только мясо, притом в больших количествах. И прокормить их было непросто. А выращивать их ради того, чтобы потом съесть, было абсолютно невыгодно: при жизни они потребляли намного больше мяса, чем давали после смерти.
По мнению антрополога, первоначально люди хотели превратить животных, за которыми наблюдали в течение тысячелетий, в живые орудия. И лишь потом их стали разводить на забой. «Многие прирученные животные, пока они были живы, приносили больше пользы: их использовали на охоте для выслеживания добычи, они уничтожали мелких грызунов, защищали семьи и их добро, давали шерсть, помогали людям передвигаться на большие расстояния и перевозить тяжелые грузы, давали молоко и так далее», -- объяснила Шипмен.
Одомашнивание животных заняло жизнь не одного поколения. И люди учились наблюдать, сопереживать и общаться с другими видами животных. А когда животные приручились, все эти навыки остались и пригодились в дальнейшем развитии человека. «Связь с животными -- это древнейшее и основополагающее свойство человека, которое спустя многие поколения принесло ему значительные выгоды. И эта связь повлияла на формирование человека в той же мере, что и два других ключевых фактора -- появление орудий труда и развитие языка», -- подвела итог Шипмен.