Израильтяне покажут самую большую фреску крестоносцев в Иерусалиме
Археологи закончили гигантский труд по консервации огромной фрески, которая украшала стену построенного крестоносцами монастыря в XII веке. Теперь фреску покажут людям. Заодно ученым удалось понять, где ее нарисовали и зачем.
В 1999 году сотрудники Israel Antiquities Authority (IAA) под руководством Джона Селигмана (Jon Seligman) проводили раскопки в районе Нахаль-Кидрон рядом с Гефсиманским садом у монастыря Святой Мириам. Археологи нашли остатки нескольких зданий, которые они датировали XII веком. Судя по всему, здания принадлежали аббатству Святой Марии в долине Иосафата. Большинство строений было разрушено, когда город пал в 1187 году под напором войск султана Салах ад-Дина (1138-1193). Однако археологам удалось обнаружить сохранившуюся девятиметровую стену, украшенную удивительно красивыми росписями.
Благодаря щедрому пожертвованию «Друзей Израильского музея», фреску отреставрировала команда специалистов во главе с Жаком Нагаром (Jacques Nagar) из отдела консервации IAA. И теперь ее покажут на новой выставке, посвященной крестоносцам.
Деисус
По словам Селигмана, от фрески сохранилась лишь нижняя часть. Изначально настенная роспись достигала в высоту девяти метров. Судя по всему, на ней была запечатлена сцена деисус (гр. deésis – моление, прошение). Это иконографическая композиция, в центре которой изображался Иисус, а по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Креститель, которые молили у него прощение, заступаясь за человечество. До наших дней дошла только нижняя часть изображения: Иисус сидит в центре, справа от него расположена Мария, а слева – Иоанн. За Богоматерью и Крестителем видны две пары ног, которые, возможно, принадлежат ангелам.
В центре изображения сохранились красочные цветочные завитки, по сторонам от них видна надпись на латыни, в которой приводятся слова Блаженного Августина: «Кто осквернит имя отсутствующего друга, того больше не будут ждать за этим столом как гостя».
Монастырская трапезная
Благодаря этой надписи археологи пришли к выводу, что настенная роспись находилась на стене монастырской трапезной. Запрет на сплетни удивил исследователей, так как монастырь принадлежал бенедиктинцам, которые обычно и так воздерживались от излишних разговоров. Историки пришли к выводу, что эта сентенция скорее относилась к гостям, которые прибывали в монастырь и оставались на трапезу.
«Это одна из важнейших фресок, которая сохранилась от времен крестоносцев в Израиле, -- отметил Нагар. -- Это крупнейший образец живописи, найденный археологами в нашей стране и отреставрированный в лабораториях IAA. А с точки зрения консервации это самая сложная работа, которую нам когда-либо приходилось делать. Настенная роспись занимает особое место среди других фресок из-за своего размера и качества. Ее длина – 9 метров, а высота – 2,7 метра. Такие размеры – редкость, тем более что от времен крестоносцев практически не сохранилось фресок, которые некогда украшали христианские церкви в Иерусалиме. Высокое качество работы свидетельствует, что ее выполнял мастер своего дела. Это изображение также говорит о большой важности монастыря, который во времена крестоносцев находился под покровительством королевы Мелисенды, правившей в Иерусалиме в 1131-1153 годах».
Выставка
«Мы горды тем, что смогли включить это произведение искусства в состав нашей новой музейной галереи, посвященной искусству крестоносцев. Мы должны поблагодарить IAA за сотрудничество, которое завершилось возможностью представить фреску на суд широкой публики», -- добавил На’ама Брош (Na’ama Brosh), куратор отдела исламского искусства в Израильском музее.
Впервые посетители музея смогут увидеть фреску 26 июля 2010 года.