Москва
7 января ‘25
Вторник

Средневековые портреты обрели уникальные черты из-за политики

Средневековые живописцы изображали людей похожими друг на друга не в силу неспособности передать индивидуальные черты отдельного человека, а согласно своему мировоззрению и восприятию окружающего мира.

Книга Стефена Перкинсона «Образ короля: предыстория портретной живописи в позднесредневековой Франции» (Perkinson, Stephen. The Likeness of the King: A Prehistory of Portraiture in Late Medieval France) получила премию Морриса Форкоша (Morris D. Forkosch), которая присуждается лучшей книге в рамках интеллектуальной истории. Премия предоставляется журналом «History of Ideas».

Перкинсон, профессор истории искусства в колледже Боудойн, по-новому взглянул на историю портретной живописи и рассказал в своей книге о позднесредневековой истории, литературе, науке и философии через изучение портретов того времени. «Это большая честь для меня – получить эту награду, тем более что книгу было так интересно писать», -- подчеркнул Перкинсон.

Живопись связана с мировоззрением людей

В академических исследованиях принято считать, что появление портретной живописи связано с художественным прогрессом. Перкинсон же в своей книге «Образ короля» изучил портретную живопись в рамках истории идей. «В Средние века люди создавали изображения людей, обычно правителей, которые нам сегодня кажутся все на одно лицо. Однако художники имели в виду конкретных персонажей, а не абстрактные образы. Дело в том, что в Средневековье живописцы считали, что точная передача черт лица невозможна, так как выражение лиц все время меняется, черты лица искажаются до неузнаваемости с возрастом. Поэтому они использовали более постоянные признаки идентичности – имена, гербы и геральдику», -- объяснил Перкинсон.

Верность и образ правителя

Кое-что изменилось в конце XIV века. В портретах начали появляться заметные индивидуальные признаки. В искусствоведении установилась традиционная версия, что художники всего лишь усовершенствовали свои навыки и стали воспринимать людей как отдельных личностей.

По мнению Перкинсона, эволюция в живописи связана с социальными, политическими и научными изменениями в обществе. «Совсем не случайно, что изменения, которые мы наблюдаем в портретной живописи, происходят при позднесредневековых дворах знати, имевших сложную политическую и социальную структуру, -- отметил Перкинсон. – Если вы художник и можете без усилий скопировать черты лица вашего сеньора, вашего лорда, это означает, что вы хорошо помните внешность данного человека. Так вы демонстрируете ему свою верность. В то время любое проявление верности было очень важным, а король или другой сеньор осыпал милостями проявившего себя живописца. Новое развитие портретной живописи играло на руку как самому художнику, так и заказчику, который оплачивал портрет и затем преподносил в дар могущественному сеньору».

Источники

Перкинсон работал во Франции и основной акцент сделал на изучение живописи и текстов, созданных при дворе Валуа. Однако, по словам ученого, множество полезной информации он обнаружил и в библиотеке колледжа Боудойн.

«В Боудойне я нашел литературу по самым разным темам: политическая теория, история науки, теории зрения и памяти, оптика. Здесь я мог советоваться со своими коллегами и работать в архивах наших «Специальных коллекций». Иногда я проводил недели, читая старинные французские рыцарские романы и пытаясь понять, что люди понимали под схожестью черт разных людей или что они писали о человеческой памяти», -- добавил исследователь.

Журнал «History of Ideas» вручает премию Морриса Форкоша каждый год – победитель получает 2000 долларов. Чтобы получить награду, автор должен написать первую книгу, а тематика исследования должна относиться к области интеллектуальной истории или истории идей, в том числе к философии, политическому знанию, социальной истории и литературе.

Полная версия