Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Художники сохранили неофициальную сторону военных будней

О Великой Отечественной войне сохранилось множество свидетельств. Но исследователи часто упускают один ценный источник -- рисунки и наброски художников, служивших на фронте.

началоНемецко-фашистские войска перешли границы Советского союза 22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени без объявления войны.
Во время Великой Отечественной войны на фронте постоянно работали фотокорреспонденты различных газет, однако рядовым военнослужащим запрещалось иметь фотокамеру и делать любительские снимки. Правда, рисовать людям никто не запрещал. Поэтому солдаты во время привалов делали наброски и зарисовки военной жизни и быта. Рисунки (порой очень профессиональные), которые по просьбе корреспондента Infox.ru достали из запасников сотрудники Центрального музея вооруженных сил, показывают, что даже в тяжелые годы войны находилось время для улыбки и смешных ситуаций.

Авторы

Виталий Николаевич Горяев (1910-1982), народный художник СССР, прошел войну в качестве художника журнала «Фронтовой юмор». Журнал издавался политуправлением Западного фронта в 1941-1945 годах и состоял из 8-16 страниц. Редакция издания ставила перед собой цель «бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами». В 1943-1944 годах выходили также «Листки журнала «Фронтовой юмор» с цветными иллюстрациями, которые отражали будни фронтовой жизни. Например, на обороте одного из рисунков Горяева записан такой диалог. «Почему за Любой так ухаживают?» -- «Как же, сегодня в роте праздник. Санитарка Люба орден получает».

Художник Николай Николаевич Жуков (1908-1973) работал в годы войны в газетах «На разгром врага» и «Правда», а в 1943 году был назначен художественным руководителем студии военных художников им. М. Б. Грекова. Эта студия появилась в 1932 году, а с 1943 года существовала при главном политическом управлении советской армии и ВМФ. В состав этой организации входили художники, которые шли вместе с наступающими частями советской армии, а иногда даже входили в состав партизанских отрядов.

Виктор Семенович Климашин (1912-1960) в первые годы войны воевал на Смоленщине, а с 1943 года также был откомандирован в студию Грекова. Он постоянно выезжал на места боевых действий, создавал рисунки и акварели, считался мастером плаката. С 1944 года он работал на Белорусском фронте и дошел с советской армией до Берлина.

Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987) во время войны работал в отделе фронтовой листовки Главпура, а с 1943 года стал военным художником студии Грекова. Во время войны он вел «Фронтовой дневник», рисунки из которого были показаны на Всесоюзной выставке 1945 года.

Петр Александрович Кривоногов (1910-1967) был призван в армию еще в 1939 году, а с 1940 года стал членом студии Грекова. Он прошел всю войну в действующих войсках и дошел с армией до Берлина.

Илья Давидович Кричевский (род. в 1907) в первые же дни войны ушел на фронт добровольцем. Сначала он был сапером, а позднее стал художником газеты «Фронтовик» и дошел с советской армией до Берлина.

Борис Иванович Пророков (1911-1972) служил художником главного управления политической пропаганды Военно-морского флота на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. Он создавал рисунки для фронтовой печати и изолистовки, которые сбрасывались с самолетов над вражеской территорией. В 1944 году Пророков был контужен, в результате чего всю жизнь страдал от тяжелых головных болей.

Леонид Владимирович Сойфертис (1911-1996) в годы войны работал в фронтовой газете -- его направили в распоряжение политуправления Черноморского флота, где он стал фронтовым художником-корреспондентом. Сойфертис принимал участие в обороне Одессы и Севастополя и закончил войну в Берлине.

Редакция Infox.ru благодарит сотрудников Центрального музея вооруженных сил за помощь в подготовке материала.

Полная версия