Средневековые обычаи современной Канады
Канадские правовые обычаи восходят к традициям средневековых шотландцев. К такому выводу пришла исследовательница, изучившая документы XII-XVI веков.
В марте 1587 года, через месяц после казни Марии Стюарт, произошла встреча между представителями Англии и Шотландии. Благодаря сохранившимся отчетам об этой событии современные историки знают, что англичане тогда заверили шотландцев, что королева Елизавета «весьма сожалеет о том, что отняла у королевы Марии жизнь» («verie sorie for taking Queine Mareis lyfe»), и что она хочет помириться с новым королем. Ответ шотландцев должен был показаться англичанам довольно странным. Те заявили смущенным послам, что компенсации за причиненный ущерб требует не только король Яков VI, но и все родственники и друзья жертвы, как того требует «обычай Шотландии».
Эта история стала отправной точкой в исследованиях доктора Синтии Невилл (Cynthia Neville), профессора истории из канадского Университета Дальхаузи. Она заканчивает научный проект, который посвящен социальным и культурным столкновениям между гэлами и другими жителями Европы в средневековой Шотландии. Невил в основном основывается на изучении средневековых королевских хартий и особое внимание обращает на помилования, которые издавались королями Шотландии.
Кровная вражда или компенсация
Шотландское общество, которое формировалось в относительной изоляции от остальной Европы, всегда особенно волновали вопросы родства, общественного положения, чести и урегулирования кровной вражды. Представления о владении землей, о законодательной системе и структуре власти тоже были довольно четко определены. «Шотландия -- уникальная страна, в которой суверенная власть весьма отличалась от власти в других странах Европы. Здесь королевская власть всегда уравновешивалась властью кланов, поэтому изучение средневековой Шотландии особенно увлекательно», -- рассказала Невилл.
Например, в Англии преступник был вынужден платить штраф королю. В Шотландии же дело обстояло совершенно иначе. Преступник должен был выплатить компенсацию не только королю за то, что нарушил мир, но и роду (клану) пострадавшего, которые тоже считали себя оскорбленными в случае нанесения ущерба их родственнику. Если же такая выплата не производилась, «тогда род имел законное право мстить людям, которые им навредили. Король после получения компенсации мог простить совершенное злодеяние, однако это не касалось клана, с которым преступник не урегулировал вопрос возмещения ущерба», рассказала Невилл.
Средневековые обычаи в Канаде
Исследовательница считает, что изучение подобных обычаев средневековой Шотландии важно для понимания современного канадского общества. По мнению доктора Невилл, многие средневековый гэльские обычаи прошли сквозь века и сохранились в Канаде до сих пор. «Идея, что жертва преступления или родственники жертвы могут сказать свое слово при определении наказания виновного, стала частью законодательной культуры Канады и отразилась в народном праве. Да и концепция о суде «присяжных пэров» восходит на самом деле к традициям шотландцев», -- отметила исследовательница.