Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Тысячи уникальных петроглифов открыли археологи в Казахстане

Казахские сопки приоткрыли новый пласт андроновской культуры. Ученые нашли несколько тысяч уникальных изображений, рассказывающих о жизни древних людей.

В этом году археологи Казахстана получили возможность исследовать новые районы горного хребта Каратау. Они нашли несколько тысяч ранее неизвестных наскальных изображений, которые могут дать много новой информации об истории и традиции народов, населявших этот регион.

Петроглифы(от греч. petros -- «камень» и glyphe -- «резьба») -- высеченные на скалах изображения.

Петроглифы

Доктор исторических наук Алексей Марьяшев из Института археологии Алма-Аты рассказал корреспонденту Infox.ru о результатах экспедиции. По его словам, в горах Каратау археологи занимаются изучением наскальных изображений уже не первый год. Но только сейчас, когда памятники первобытной культуры находятся под угрозой уничтожения, началось создание музеев под открытым небом. Многие петроглифы пострадали от рук туристов, которые выбивали на скалах свои инициалы прямо под первобытными рисунками. За текущий год археологи должны были исследовать новые районы и выявить наиболее важные исторические памятники, которые больше всего нуждаются в сохранении.

Среди этих памятников оказалось урочище Арпаузень. Ученые обнаружили здесь выбитые на скалах двухметровые фигуры верблюдов, сцены поклонения и охоты на колесницах, караваны, сцены боя -- фигуры воинов при полном вооружении и их предводитель с жезлом в руках. Рядом с военным полигоном недалеко от Алма-Аты историки нашли не только наскальные рисунки, но и древнее поселение. Правда, 70% изображений оказались закрашены или изуродованы солдатами. «А потом выяснилось, что таких ущелий нашлось еще десять. И в каждом еще по одному поселению, в каждом поселении еще по десять домов. И все они с рисунками», -- рассказал Марьяшев.

По словам ученого, Казахстан отличается не только количеством памятников, но и их качеством. «Там очень богатый материал для осмысления и выделения отдельных стилей, пластов, этапов зарождения этого искусства, его расцвета и постепенного угасания. Кроме того, в Казахстане имеется множество рисунков, которые подновлены. Начинаешь смотреть сцену с пиками. Воины, всадники как будто бы тюркские. Присматриваешься, а всадники-то подрисованы. А лошади старые -- эпохи бронзы. И так выясняется преемственность этого искусства, его эволюция и его постепенное угасание», -- добавил Марьяшев.

Андроновская культура

Изображения в основном выбиты в камне, почти нигде нет следов краски. Археологи относят их к эпохе бронзы.

«Это так называемая андроновская культура. Ее первоначально нашли в Сибири, она так называется по поселению Андроново близ Ачинска. Но центр ее оказался в Казахстане. И она не монолитна -- это общность племен, которые расселились очень широко. Она начинается от Сибири, тянется на северо-запад до Тюмени, до Урала, на юг до Самарканда, до предгорий Памира. Эта огромная культура имеет свои локальные отличия, тем не менее очень много общего -- и в погребальном обряде, и в устройстве могил, и в устройстве поселений», -- пояснил Марьяшев.

Во время раскопок поселений археологи в основном находят остатки зданий -- стены, выложенные из камня на глиняном растворе, глиняные полы с обмазкой, очаги на полу, которые топили по-черному. Иногда можно обнаружить и следы ям от поддерживающих перекрытие столбов. Комплекс поселений и наскальных изображений представляют собой единую сакральную зону. Как говорят ученые, иногда целые сопки покрыты изображениями, число которых доходит до нескольких тысяч. Рядом с жильем люди устраивали маленькие святилища, а большие находились гораздо выше в горах. Чем выше, тем больше рисунков обнаруживали археологи. Такое расположение петроглифов имеет особое, сакральное значение: возможно, оно связано с понятиями нижнего и верхнего мира. «Некоторые памятники представляют собой своеобразный иконостас. На скале выбит ряд композиций, которые все как-то взаимосвязаны», -- пояснил Марьяшев.

Война и охота

Среди петроглифов множество культовых сцен, но есть и рисунки охоты на разных животных -- на быков, лошадей, козлов. Но все эти животные показаны в одном стаде, хотя в природе такого не бывает: архары обитают в горах, а дикие лошади -- в степной зоне.

«Получается, что изображена охота на тех животных, которые важны для человека, которые стали священными. Мы находим сцены, где в такой охоте на разных животных звездочками обозначены рога священных животных. Или же изображение быка, а на концах его рогов -- кольца, то есть священные символы. Или же находим изображение быка, а на нем стоит солнцеголовое божество с лучами вокруг головы», -- рассказал Марьяшев.

Сюжеты рисунков помогают датировать петроглифы независимо от результатов археологических раскопок поселений. Так, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия до н. э. и существовали примерно до IV века до н. э., когда произошло сражение при Гавгамелах между Дарием III и Александром Македонским. Македонский царь разгромил персов, так как колесничное войско, которое было у Дария, не смогло противостоять более маневренной коннице. А археологи нашли большое количество рисунков колесниц, которые легко датировать по тому периоду, когда они существовали.

«На одном хребте Ишкельмез мы обнаружили более 100 изображений древних колесниц. На одной из них движется божество с солнечной короной. Это говорит о том, что колесница была сама по себе священной: и колесо, и колесница являлись символами солнца. С этим связан и тот факт, что древние индоиранцы называли ее огнеподобной и сияющей. Видимо, священными стали те животные, от которых зависела жизнь человека, а также солнце, дающее жизнь, и колесница, на которую был перенесен образ колеса, священного круга со спицами», -- пояснил Марьяшев.

Среди сакральных сцен есть много рисунков, связанных с культом плодородия, вплоть до сцен скотоложства.

Алексей Марьяшев занимается изучением Каратау уже около 40 лет. Он вместе с Миром Кадырбаевым составил первую классификацию первобытных рисунков этого региона и за время работы нашел несколько десятков тысяч наскальных изображений. «Это пока что малая частица из того, что можно получить из первобытного искусства. Казахстанский материал, наверное, один из самых богатых. Он не уступает некоторым крупнейшим скоплениям, например, Монгольского Алтая или среднеазиатским материалам. Он находится на стыке двух культурных центров и таит в себе очень много своеобразного», -- подвел итог археолог.

Полная версия