Ученые опровергли теорию, согласно которой при строительстве средневекового моста в Праге использовались куриные яйца. Вопреки своим предыдущим работам исследователи утверждают, что мост строили с использованием «римского строительного раствора».
Строительство Карлова моста
Строительство Карлова моста через Влтаву начал в 1357 году чешский король Карел I (император Священной Римской империи под именем Карл IV). Необходимость в новом мосте возникла после того, как во время наводнения 1342 года был разрушен римский мост Юдифи. Строительством руководил немецкий архитектор Петер Парлер и magister pontis (мостовой мастер) Ян Оттл. По легенде, первый камень заложили в 1357 году в 9-й день 7-го месяца в 5.31 утра. Считается, что Карел I выбрал такое время, чтобы позднее можно было записать следующую последовательность из нечетных чисел: 1-3-5-7-9-7-5-3-1. Закончились строительные работы в начале XV века.
До 1841 года переправиться через реку в Праге можно было только по Карлову мосту. Правда, изначально мост назывался Каменным и Пражским, а свое современное название он получил лишь в 1870 году. Длина моста составляет 516 метров, ширина – 10 метров. Мост защищают три башни – две из них находятся в историческом районе Праги Мала Страна, а одна на другом берегу – в Старе Место. Мост украшают 30 статуй и скульптур, большинство из которых выполнены в стиле барокко (их поставили около 1700 года).
Мост построен из богемского песчаника. По легенде, каменщики добавляли в строительный раствор куриные яйца, чтобы сделать его прочнее.
Опровержение легенды
Как рассказала пресс-секретарь Ивана Пикова (Ivana Pickova) из Института химических технологий в Праге, чешские исследователи теперь уверены, что при возведении знаменитого Карлова моста строители не использовали куриные яйца.
Таким заявлением ученые опровергли результаты своего предыдущего исследования, которое провели в августе 2008 года. Тогда они заявляли, что обнаружили в образцах строительного раствора протеин из белка яиц и смогли подтвердить знаменитую легенду.
Несколько ученых усомнились в полученных результатах. Ричард Прикрил (Richard Prikryl) из факультета естественных наук Карлова университета в Праге в мае 2009 года рассказал, например, что исследователи из Института химических технологий использовали метод инфракрасной спектроскопии, с помощью которого нельзя обнаружить следы органических примесей. По мнению Прикрила, никакие яйца в раствор строители не добавляли.
Биохимик Степанка Кукова (Stepanka Kuckova) из Института химических технологий, которая участвовала в первом исследовании раствора с Карлова моста, в свою очередь, поставила под сомнение методику Прикрила.
Теперь ученые пришли к выводу, что при строительстве моста каменщики использовали так называемый «римский строительный раствор». Он сравним по своим качествам с современными строительными материалами. Мост, который стоит уже 650 лет, доказал прочность использованных материалов.
Сейчас проводится реставрация моста, которая была начата еще в августе 2007 года. К счастью для туристов, мост не будет закрыт во время реставрационных работ для широкой публики.