История одного мусульманского рода под властью Арагонской короны показала, что его представители стали состоятельными и влиятельными людьми, хотя жили в средневековой христианской стране.
Брайан Кэтлос (Brian A. Catlos) из Калифорнийского университета в Санта-Круз попытался доказать, что в отвоеванной христианами Испании мусульманское население не было «изолированной и эксплуатируемой группой земледельцев». Напротив, мусульмане, которые назывались мудехарами, активно действовали и могли отстаивать свои права и под властью христиан.
Основоположник рода де Рей
Исследователь сосредоточился на изучении истории рода де Рей (de Rey). Историк проанализировал жизнь двенадцати поколений этого рода с XIII по XVI век. В своей работе Кэтлос опирался на множество письменных источников – на канцелярские реестры, судебные и нотариальные документы, письма и церковные картулярии времен Арагонской короны.
Известная по документам история рода начинается с Юсефа, сына Салема де Рея, сапожника из деревни Монфлорите. В 1220 году Юсеф смог добиться освобождения от королевских налогов. Примерно через 20 лет после этого он получил должность бейлифа Монфлорите, то есть стал представителем короля, осуществляющим административную и судебную власть. Затем он переехал в окрестности города Уэски, где купил лавку и начал свое дело, продавая товар у городских ворот. Его исключительное положение позволяло ему и дальше избегать уплаты налогов и процветать.
Династия де Рей процветала в Уэске
Кэтлос не остановился на одном примере, а занялся изучением жизни всех потомков Юсефа, которые остались в Уэске и получили разные профессии: среди них были сапожники, портные, цирюльники, торговцы и продавцы недвижимости. Некоторые из них даже начали политическую карьеру и занимали различные должности в местной мусульманской общине. Кэтлас смог выяснить, что два человека из рода де Рей были убиты. Один из них -- Магомет де Рей, которого в 1357 году погубил его компаньон, мусульманин из другого города: когда Магомет возвращался домой, тот вместе со своими дружками напал на него, убил и украл довольно значительную сумму денег – 1200 солидов. Преступники могли бы успеть сбежать с награбленным добром, если бы не наставник, нанятый Магометом для обучения его двух сыновей, который помог задержать убийц.
Одна из причин процветания рода де Рей состоит в том, что его представители смогли уклониться от уплаты налогов, хотя изначальная льгота, сделанная Юсефу, сыну Салема де Рея, не распространялась на его наследников. Однако многие поколения смогли и дальше добиваться освобождения от налогов. Для оказания давления на королевских чиновников они пользовались своими связями в высокопоставленных кругах (в частности, им помогала и одна из арагонских королев). Однако счастье им сопутствовало лишь до 1456 года, когда после специального расследования де Реев вновь обязали уплачивать различные налоги.
Упадок рода де Рей
После этого де Реи обладали, по словам Кэтлоса, «скромным достатком, так как сохранились записи о том, что члены рода покупали и продавали частную собственность, одалживали деньги у евреев, ссуживали их мусульманам и христианам, а также сотрудничали с другими мусульманами и христианами». Последнее упоминание о роде де Рей встречается в письменных источниках в 1501 году, когда Магомет де Рей был избран местной мусульманской общиной на должность чиновника, следившего за честным сбором налогов.
В 1516 году король Испании Карл I (с 1520 года -- император Священной Римской империи под именем Карл V Габсбург) вынудил мусульманское население Испании принять христианство, положив тем самым конец независимости мусульманских общин. Что тогда случилось с родом де Рей – неизвестно. Они могли либо перейти в христианство, либо покинуть Уэску и Иберийский полуостров, отправившись в Северную Африку.
«История семьи де Рей позволяет мельком взглянуть на жизнь мудехаров среднего класса в королевстве Арагон, которых было в христианских государствах Иберийского полуострова гораздо больше, чем раньше полагали историки. Кроме того, исследование доказывает, что «патриции», к которым представители рода де Рей некоторое время (с конца XIII по начало XIV века) принадлежали, не были закрытым классом. Это была лишь верхушка мусульманской общины, сильнее всего вовлеченная в христианскую политику», -- подвел итог Кэтлос.
Статья «Де Реи (1220-1501): эволюция мусульманского рода из «среднего класса» в христианском Арагоне» («The De Reys (1220-1501): The Evolution of a «Middle-Class» Muslim Family in Christian Aragon») опубликована в Viator: Medieval and Renaissance Studies.