Московские реставраторы возродили уникальные иконы
В реставрационных мастерских Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) заканчивается важный этап сложной и кропотливой работы, о которой посетители музеев в Коломенском, Лефортове, Измайлове и Люблине даже не подозревают, хотя видят ее результаты каждый раз при взгляде на новый экспонат. Художники-реставраторы в 2009 году отреставрировали множество произведений искусства для первой экспозиции в воссозданном дворце Алексея Михайловича на территории в Коломенском, которая откроется в следующем году, а сейчас заканчивают работу над предметами для выставки «Государево дело» в Сытном дворе (с 17 декабря).
Часть предметов, над которыми трудятся специалисты, отправятся за границу – на французскую выставку «Святая Русь» в Париже. «В апреле едет большая экспозиция из нашего музея в Сантьяго в Чили, в культурный центр «Провиденсия», где два года назад мы уже проводили выставку. Она имела большой успех, и центр обратился к нам с тем, чтобы мы привезли еще одну. Два года назад у нас были в основном памятники древнерусского искусства, а сейчас поедут предметы декоративно-прикладного искусства», -- рассказала корреспонденту Infox.ru начальник отдела реставрации МГОМЗ Екатерина Сатель.
Сотрудники реставрационной мастерской объяснили и показали корреспонденту Infox.ru, в чем заключается их работа.
Отбор предметов для реставрации
Прежде всего отбирается музейный предмет, который готовится к новой экспозиции или срочно нуждается в научном изучении и реставрации. Выбрать один предмет из коллекции, в которую входят более 150 тыс. единиц хранения, -- непростая задача. Тем более что в мастерской в Коломенском постоянно работают только шесть человек. Поэтому часто в работе у одного художника находится сразу несколько предметов. Затем реставратор собирает все данные, связанные с произведением искусства. Специалисты выясняют историю и происхождение предмета, оценивают степень его сохранности. В случае с иконами описывают сюжет и иконографию. Предмет обязательно фотографируют до реставрации и на протяжении всего процесса работы над ней, чтобы зафиксировать все изменения.
Иногда иконы так плохо сохраняются, что невооруженным глазом сложно различить контуры рисунка. Причиной тому могут быть плохие условия хранения (например, в советские времена иконы часто складировались на чердаках, в сараях и других подобных помещениях, а иногда просто выбрасывались на помойку, где их и подбирали ценители искусства). Деревянная основа рассыхалась, повреждалась насекомыми, красочный слой размокал и осыпался.
Как создавались древнерусские иконы
Технология создания икон сегодня хорошо известна. Русские мастера-деревщики делали из разных пород дерева доски (чаще всего использовали липу, сосну, клен, кипарис или ель), которые затем попадали в руки иконописцев. На доску приклеивали рыбьим клеем льняную или пеньковую ткань – паволоку. Ткань, в свою очередь, покрывалась грунтом (левкасом) из мела или гипса. На загрунтованную доску наносился подготовительный рисунок охрой или черной краской. Потом художник готовил краски – темперу. Они делались из сухих натуральных пигментов: например, красный цвет получали из охры и киновари, синий – из лазурита, черный – из каменного угля. Связующим веществом для пигментов обычно служили куриные яйца, отсюда и название – яичная темпера. Кроме того, фон и нимбы часто покрывали сусальным золотом или серебром, которые полировали специальными инструментами.
После нанесения красочного слоя икону покрывали олифой – веществом на основе растительных масел. Ее разогревали, выливали на икону и аккуратно распределяли по доске рукой. Эта работа занимала несколько часов, пока пленка наконец не застывала. Однако олифа со временем постепенно темнеет, поэтому позднее иконы часто обновлялись. В конце концов авторская живопись практически полностью скрывалась под новыми слоями. Одна из основных задач реставратора – снять более поздние живописные слои и дойти до авторского изображения.
«История болезни» произведения искусства
Прежде всего на отобранный предмет заводится реставрационный паспорт. В этом документе фиксируется вся самая важная информация – название памятника, его размеры, сохранность, происхождение, время создания, автор (если известны), сведения о художнике-реставраторе, данные лабораторных исследований, ход реставрационных работ и другие важные сведения.
«Реставратор сам полностью не определяет все процессы. Существует реставрационный совет – это такой контролирующий и совещательный орган, в который входят ведущие реставраторы нашего музея с высокими квалификациями, реставраторы, приглашенные из других организаций, главный хранитель и научные сотрудники, которые хранят коллекции. Реставратор выходит на реставрационный совет уже со своим проектом, который там обсуждается. Этот проект либо утверждается, либо вносятся какие-то изменения. И только после утверждения реставрационным советом задания реставратор может приступать к работе», -- пояснила Сатель.
Лабораторные исследования
Обязательно проводится рентгенографическое исследование. На снимках хорошо видно, как именно соединены доски основы. Если в дереве завелся жук-точильщик, то на рентгене заметны проделанные им ходы. Во время обновления иконы более поздними церковными художниками иногда вырезались вздувшиеся фрагменты паволоки – это означает, что авторский слой, скорее всего, утрачен, сохранился только более поздний рисунок. Существует и множество других вещей, которые заметны только специалистам и значительно помогают им в создании проекта реставрации. Иногда иконы также изучают в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне излучения.
Infox.ru в ближайшее время продолжит рассказ о технике восстановления реликвий и об уникальных экспонатах, которые удалось спасти реставраторам.