Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Московские реставраторы возродили уникальные иконы

Московские реставраторы восстановили серию уникальных икон. В ближайшее время их покажут в Москве. Infox.ru удалось выяснить, как именно воссоздавались исторические реликвии.

В реставрационных мастерских Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) заканчивается важный этап сложной и кропотливой работы, о которой посетители музеев в Коломенском, Лефортове, Измайлове и Люблине даже не подозревают, хотя видят ее результаты каждый раз при взгляде на новый экспонат. Художники-реставраторы в 2009 году отреставрировали множество произведений искусства для первой экспозиции в воссозданном дворце Алексея Михайловича на территории в Коломенском, которая откроется в следующем году, а сейчас заканчивают работу над предметами для выставки «Государево дело» в Сытном дворе (с 17 декабря).

Часть предметов, над которыми трудятся специалисты, отправятся за границу – на французскую выставку «Святая Русь» в Париже. «В апреле едет большая экспозиция из нашего музея в Сантьяго в Чили, в культурный центр «Провиденсия», где два года назад мы уже проводили выставку. Она имела большой успех, и центр обратился к нам с тем, чтобы мы привезли еще одну. Два года назад у нас были в основном памятники древнерусского искусства, а сейчас поедут предметы декоративно-прикладного искусства», -- рассказала корреспонденту Infox.ru начальник отдела реставрации МГОМЗ Екатерина Сатель.

Сотрудники реставрационной мастерской объяснили и показали корреспонденту Infox.ru, в чем заключается их работа.

Отбор предметов для реставрации

Прежде всего отбирается музейный предмет, который готовится к новой экспозиции или срочно нуждается в научном изучении и реставрации. Выбрать один предмет из коллекции, в которую входят более 150 тыс. единиц хранения, -- непростая задача. Тем более что в мастерской в Коломенском постоянно работают только шесть человек. Поэтому часто в работе у одного художника находится сразу несколько предметов. Затем реставратор собирает все данные, связанные с произведением искусства. Специалисты выясняют историю и происхождение предмета, оценивают степень его сохранности. В случае с иконами описывают сюжет и иконографию. Предмет обязательно фотографируют до реставрации и на протяжении всего процесса работы над ней, чтобы зафиксировать все изменения.

Иногда иконы так плохо сохраняются, что невооруженным глазом сложно различить контуры рисунка. Причиной тому могут быть плохие условия хранения (например, в советские времена иконы часто складировались на чердаках, в сараях и других подобных помещениях, а иногда просто выбрасывались на помойку, где их и подбирали ценители искусства). Деревянная основа рассыхалась, повреждалась насекомыми, красочный слой размокал и осыпался.

Как создавались древнерусские иконы

Технология создания икон сегодня хорошо известна. Русские мастера-деревщики делали из разных пород дерева доски (чаще всего использовали липу, сосну, клен, кипарис или ель), которые затем попадали в руки иконописцев. На доску приклеивали рыбьим клеем льняную или пеньковую ткань – паволоку. Ткань, в свою очередь, покрывалась грунтом (левкасом) из мела или гипса. На загрунтованную доску наносился подготовительный рисунок охрой или черной краской. Потом художник готовил краски – темперу. Они делались из сухих натуральных пигментов: например, красный цвет получали из охры и киновари, синий – из лазурита, черный – из каменного угля. Связующим веществом для пигментов обычно служили куриные яйца, отсюда и название – яичная темпера. Кроме того, фон и нимбы часто покрывали сусальным золотом или серебром, которые полировали специальными инструментами.

После нанесения красочного слоя икону покрывали олифой – веществом на основе растительных масел. Ее разогревали, выливали на икону и аккуратно распределяли по доске рукой. Эта работа занимала несколько часов, пока пленка наконец не застывала. Однако олифа со временем постепенно темнеет, поэтому позднее иконы часто обновлялись. В конце концов авторская живопись практически полностью скрывалась под новыми слоями. Одна из основных задач реставратора – снять более поздние живописные слои и дойти до авторского изображения.

«История болезни» произведения искусства

Прежде всего на отобранный предмет заводится реставрационный паспорт. В этом документе фиксируется вся самая важная информация – название памятника, его размеры, сохранность, происхождение, время создания, автор (если известны), сведения о художнике-реставраторе, данные лабораторных исследований, ход реставрационных работ и другие важные сведения.

«Реставратор сам полностью не определяет все процессы. Существует реставрационный совет – это такой контролирующий и совещательный орган, в который входят ведущие реставраторы нашего музея с высокими квалификациями, реставраторы, приглашенные из других организаций, главный хранитель и научные сотрудники, которые хранят коллекции. Реставратор выходит на реставрационный совет уже со своим проектом, который там обсуждается. Этот проект либо утверждается, либо вносятся какие-то изменения. И только после утверждения реставрационным советом задания реставратор может приступать к работе», -- пояснила Сатель.

Лабораторные исследования

Петрографиянаука, смежная с петрологией, которая занимается подробным изучением горных пород: их минеральным составом, структурными особенностями и классификацией. Реставраторам петрографический метод помогает определить состав красок, которые изготовлялись из минеральных пигментов.
Часто перед реставрацией требуется серьезное научное исследование. Например, красочные слои произведения сначала изучают под микроскопом, берут пробы авторской живописи и слоев. Затем эти образцы отправляют в лабораторию, где проводятся микрохимические тесты и петрографические исследования. Это помогает понять, какими красками пользовался древнерусский живописец, к кругу каких мастеров он мог принадлежать (иконы в отличие от светской живописи никогда не подписывались), какие более поздние вставки сделали другие церковные художники при обновлении изображения.

Обязательно проводится рентгенографическое исследование. На снимках хорошо видно, как именно соединены доски основы. Если в дереве завелся жук-точильщик, то на рентгене заметны проделанные им ходы. Во время обновления иконы более поздними церковными художниками иногда вырезались вздувшиеся фрагменты паволоки – это означает, что авторский слой, скорее всего, утрачен, сохранился только более поздний рисунок. Существует и множество других вещей, которые заметны только специалистам и значительно помогают им в создании проекта реставрации. Иногда иконы также изучают в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне излучения.

Infox.ru в ближайшее время продолжит рассказ о технике восстановления реликвий и об уникальных экспонатах, которые удалось спасти реставраторам.

Полная версия