Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Франция XIV века буквально утопала в мелких войнах

Во Франции за XIV век прошла почти сотня маленьких победоносных войн. Большой выгоды враждующим они не приносили, зато в итоге помогли укрепиться королевской власти.

Жюстин Фирнабер-Бейкер (Justine Firnhaber-Baker) из Оксфорда подсчитала, что с 1300 по 1400 год во Франции произошло от 59 до 72 мелких военных конфликтов. Помогли ей, в том числе, документы королевского двора и грамоты о помиловании. «Войны велись между представителями наследственной знати, церковными феодалами и иногда даже между городами, а причиной чаще всего становилась борьба за власть. Боролись за наследство, за владение замком, за руку богатой наследницы, за право вершить суд и собирать налоги и так далее. Это явление нельзя назвать циклом междоусобиц между отдельными группами родственников, это была, скорее, политическая борьба. Просто она велась с помощью оружия», -- рассказала Фирнабер-Бейкер.

Тактика «частных войн»

Требушетосадная машина, которая использовалась в Средние века, чтобы разбить каменную кладку стен или забрасывать снаряды внутрь крепости, повреждая находящиеся там постройки. Требушеты появились в христианских и мусульманских странах в районе Средиземноморья в XII веке. Они могли обстреливать крепость снарядами весом до 140 кг. Иногда в требушеты заряжались останки людей, чтобы устроить в городе или крепости эпидемию или просто навести ужас на осажденных. Эти осадные машины вышли из употребления только в XVI веке с появлением в Европе пороха.
В местных войнах важную роль играли замки – там размещались феодалы вместе со своими воинами. Иногда случались и осады замков, однако так как у местных военачальников было не так уж много ресурсов для ведения долгой борьбы, они не пытались заморить врага голодом и не атаковали замки с помощью таких осадных машин, как требушеты. Чаще всего атака длилась несколько часов, реже – несколько дней. Поэтому под осадой мелких замков следует понимать именно атаку, которая позволяла взять крепость как можно скорее.

Еще одной распространенной тактикой взятия замков было использование какой-нибудь хитрости. «Стефан де Виссак, например, в 1359 году взял замок обманом: он послал в крепость двух своих людей, которые попросили впустить их, чтобы увидеть хранившиеся там реликвии. Когда реликвии им показали, они попросили немного вина. Провожатый ушел в винный погреб, оставив лжепаломников одних. А те в это время открыли двери и впустили внутрь Стефана и его воинов, которые быстро захватили замок», -- привела пример Фирнабер-Бейкер.

Еще одним важным тактическим приемом местных войн в средневековой Франции были набеги на мирное население. Воины нападали на крестьян, многих из них истязали, чтобы заставить заплатить выкуп. Часто угоняли скот противника.

Наемники сделали войны более жестокими

Исследовательница также выяснила, что чаще всего для атаки на противников сеньоры набирали наемников. «Кроме увеличения количества сеньориальных войн, свою роль играло и наемное войско. Войны становились более жестокими, так как жестокость наемников часто передавалась и их нанимателям. Этот мрачный аспект сеньориальных войн становится все более заметным благодаря росту жалоб: похищали мирных жителей, а затем их заставляли платить непомерные выкупы», -- отметила Фирнабер-Бейкер.

Реакция королевской власти на местные конфликты

По словам исследовательницы, статья «Способы ведения сеньориальной войны в XIV веке» («Techniques of seigneurial war in the fourteenth century»), которая будет опубликована в начале следующего года в Journal of Medieval History, -- лишь часть большого проекта по исследованию сеньориальных войн в связи с королевской властью позднего Средневековья. Поначалу Фирнабер-Бейкер в основном изучала политические и правовые вопросы, а не военную историю. «Я заинтересовалась этой темой, когда начала читать королевские грамоты о помиловании XIV века и обнаружила, что во многих из них речь идет о настоящем разбое. Я занялась этим вопросом серьезно и выяснила, что большинство людей, которые творили такие жестокости, были представителями знати, и это лишь отдельные эпизоды постоянно происходивших военных конфликтов. То есть ни о каком разбое здесь и речи не шло», -- рассказала Фирнабер-Бейкер.

Историк сейчас работает над книгой «Жестокость и государство: сеньориальные войны и королевская власть в позднесредневековой Франции» («Violence and the State: Seigneurial Warfare and Royal Authority in Later Medieval France»). Она сконцентрировалась на изучении так называемых «частных войн» и на реакции королевской власти на эти бесчинства в период с 1250 по 1415 год. Фирнабер-Бейкер считает, что хотя у короля и его управленческого аппарата не было ни намерения, ни возможности положить конец феодальным конфликтам, королевская власть постепенно возрастала – создавалась сеть судебных и административных учреждений, с помощью которых сеньоры могли решить свой спор мирным путем.

Полная версия