Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:31
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Женщины Средневековья могли и умели менять историю

Опубликовано
Текст:

В VIII-IX веках женщина могла влиять даже на судьбу государства. Тщательное исследование жизни женщин в Каролингской империи показало, что они порой действительно получали огромную власть.

Профессор Валери Гарвер (Valerie Garver) из Университета Северного Иллинойса пришла к выводу, что женщины раннего Средневековья оказывали большое влияние на жизнь общества. Исследовательница сосредоточилась на изучении роли женщин из высшего социального слоя в VIII-IX веках.

Гендерное исследование

Гарвер выяснила, что в каролингский период женщина, несмотря на законодательные и социальные ограничения, все же играла большую роль. Франкское государство стало в то время одной из крупнейших империй за всю историю средневековой Европы. Оно простиралась на большую часть Западной Европы, а королевская династия Каролингов влияла на формирование большинства европейских государств. В VIII-IX веках также произошел культурный расцвет, который историки назвали «Каролингским возрождением».

В период правления Каролингов на престоле сменилось несколько королей, самым известным из которых стал Карл Великий, правивший с 768 по 814 год. Большинство людей считают, что в то время женщина мало что значила, однако, по словам Гарвер, это распространенное заблуждение. «Даже если взглянуть на несколько письменных источников, то у вас сразу сформируется другое мнение по этому вопросу. А я изучила весьма большой комплекс источников, в которых собрала разрозненную информацию по этой проблеме», -- рассказала Гарвер.

По словам исследовательницы, изначально она занялась изучением средневековых мужчин. Для этого ей нужно было понять роль каждого пола в тот период, что, в свою очередь, привело к исследованию роли женщины. Несмотря на рост интереса к истории женщины в последние годы, существует не так уж много работ, связанных с ранним Средневековьем, поэтому Гарвер решила восполнить этот пробел.

В Средневековье женщина возвысила голос

Гарвер проследила, как изменялась жизнь женщин в VIII-IX веках, опираясь не только на письменные, но и на материальные источники. Она изучила решения, которые принимались на церковных соборах, хроники, хартии, полиптики (описи имущества и доходов), капитулярии, письма, поэзию, агиографические сочинения (христианские жития святых), археологические находки, произведения искусства и многое другое. Гарвер выяснила, какую роль женщина играла в семье, какое образование получала, как она вела домашнее хозяйство, а также другие аспекты повседневной жизни средневековой женщины.

Хорошо известно, что в Риме женщина не обладала никакими правами -- она была не субъектом права, а объектом. Ее имуществом и жизнью распоряжался глава дома -- отец или муж. У женщины не было ни политических, ни юридических прав. Отец имел право оставить в живых столько детей, сколько посчитает нужным. Если мальчикам обычно сохранялась жизнь, чтобы они могли стать воинами, то из девочек до зрелого возраста обычно доживала только старшая дочь.

Но с введением христианства ситуация кардинально изменилась. Именно женщина, Клотильда, заставила в конце V века перейти в христианство франкского короля Хлодвига. В то время большинство выступавших против воли отца девушек, которые отказывались выходить замуж, чтобы посвятить свою жизнь Богу, уже не порицали. Наоборот, многие из них были канонизированы.

А к VIII-IX векам положение женщины в обществе стало совсем иным. Например, Дуода, жена герцога Бернара Септиманского, в 840-х годах составила трактат, в котором поучала своего сына, как себя правильно вести. Раньше о подобном поступке не могло быть и речи. Большую роль стали играть монахини и женские монастыри, где девочки могли получать образование. А королевы и жены могущественных сеньоров часто стали оказывать влияние на политику своих мужей.

Книга Гарвер Women and Aristocratic Culture in the Carolingian World вышла в ноябре в издательстве Cornell University Press.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама