Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:45
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Уникальные фрески рассказали о жизни простых майя

Опубликовано
Текст:

Во время исследования пирамиды майя в Мексике ученые нашли первые настенные росписи, повествующие о повседневной жизни древнего народа. Теперь у археологов есть хоть какое-то представление о том, как жили простые майя примерно 1350 лет тому назад.

Большинство предметов материальной культуры майя, с которыми имеют дело ученые, чаще всего касаются правящего класса или религиозно-духовной жизни народа. А вещей, связанных с обычным повседневным бытом майя, практически не сохранилось. И только в последнее время у археологов начали появляться данные, связанные с этим вопросом. Несколько лет назад ученые сделали выводы о существовании у майя развитой рыночной экономики. Однако представить себе, как эти рынки выглядели, было невозможно до открытия настенных росписей в городе майя Калакмуле.

Пирамида Калакмуля

Изучением фресок занимались Рамон Карраско-Варгас (Ramón Carrasco Vargas) из Национального института антропологии и истории, Вероника Васкес-Лопес (Verónica A. Vázquez López) из Национального автономного университета Мексики и Саймон Мартин (Simon Martin) из университета Пенсильванского музея.

Калакмуль находится на полуострове Юкатан, недалеко от границы Мексики и Гватемалы. Археологам известно о древнем городе майя с 1931 года, однако научное исследование началось лишь 15 лет назад. А за последние пять лет Карасско-Варгас вместе со своими коллегами нашел и изучил здесь 68 строений.

Самое большое сооружение Калакмуля, которое археологи называют «зданием 1», выглядит как высокий, но осыпавшийся курган. На самом деле это пирамида, частично ушедшая под землю. Длина каждой стороны сооружения достигает 11 м, а высота – 4,7 м.

Рынок, изображенный на стенах пирамиды

Исследователи прорыли специальный туннель, чтобы попасть внутрь «здания 1». Они обнаружили, что строение несколько раз обновлялось и перестраивалось в течение 600 лет. А на третьем уровне пирамиды во время одной из таких реконструкций неизвестный художник оставил будущим поколениям удивительные фрески. Ученые тщательно изучили керамику, изображенную на фресках, и, основываясь на общей классификации глиняных изделий, отнесли настенные росписи к 620-700 годам.

Всего исследователи нашли 30 фресок. Рисунки создавались на серо-белой оштукатуренной поверхности. Каждая композиция была заключена в красную рамку, а для создания самих рисунков древние художники использовали синие, зеленые, желтые, красные и коричневые краски. Росписи создавались в два этапа. И на втором этапе над фресками работал, судя по всему, более искусный мастер.

На одной из фресок изображен мужчина, на голове которого надета яркая широкополая шляпа, похожая на сомбреро. Он мешает в большом чане жидкую маисовую кашу-похлебку. Рядом с ним сидит другой мужчина, который пьет эту похлебку из чаши. За мужчинами наблюдает женщина-служанка. На другой фреске женщина продает тамале – лепешку из кукурузной муки с начинкой из мясного фарша с перцем чили. Она выложила свой товар на большом блюде перед мужчиной-покупателем, который уже взял и ест лепешку.

На других фресках изображено, как именно продовольствие попадало на рынок. Мужчина в цветной повязке несет на спине тяжелый горшок. На другом рисунке мужчина с корзиной и подпись – иероглиф, обозначающий соль. Группа людей, собравшаяся вокруг завязанных мешков, где, судя по надписи, находится маис. Женщина в сомбреро, сидящая около корзины с глиняной посудой.

«На этих фресках люди изображены в разной одежде, от простых набедренных и головных повязок до более изысканных головных уборов и одежды с ткаными или нарисованными узорами. Разная одежда, возможно, отображает определенный социальный статус. И мужчины, и женщины носят украшения – серьги, ожерелья, подвески», -- рассказали ученые.

Загадки настенных росписей

Рисунки впервые помогли исследователям представить себе повседневный быт майя во время расцвета их цивилизации. Однако перед специалистами еще стоит ряд загадок, которые предстоит решить. Например, на некоторых фресках есть иероглифы, обозначающие титул и имя женщины. Но кем она была и почему вдруг рисунки, изображающие повседневную жизнь людей, оказались на стенах пирамиды, непонятно. К тому же не известно, было ли данное место торговым центром майя. Возможно, у него совсем другие функции, но какие -- также предстоит выяснить.

«У нас практически нет никакой информации о социальной жизни майя: как продовольствие и другие товары перемещались из одного государства майя в другое, какую роль играли праздники, пиры, как происходил товарообмен и многое другое. Эти фрески – пока что единственное свидетельство тех процессов», -- отметили исследователи.

Статья «Daily life of the ancient Maya recorded on murals at Calakmul, Mexico» опубликована в журнале PNAS.

Реклама