Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Древние жители Новгорода не умели пользоваться лучинами

Российские исследователи попытались выяснить, когда наши предки впервые зажгли лучину, чтобы осветить свой дом. Оказалось, что в Новгороде Великом до XIV века такой способ освещения практически не применялся.

Почти в каждом этнографическом музее, где представлен интерьер русских изб до начала XX века, посетитель может увидеть железные светцы, которые втыкались в щель между бревнами, или специальные подставки, похожие на разделочные вилки с двумя зубцами. Между этими зубцами (пружинными зажимами) раньше вставляли деревянные лучины, которые освещали дом по вечерам. Света от печки, тем более если она была закрыта, не хватало, свечи стоили слишком дорого, а об электричестве многие глухие деревни не слышали даже во время активной электрификации страны. Под лучиной обязательно стояла какая-то емкость с водой (реже с песком), куда падали искры и куда кидали догоревшие лучины. Кроме того, если за лучиной не успевали уследить, у хозяев дома всегда была под рукой вода, чтобы потушить начинающийся пожар.

Но когда лучины впервые начали использовать, и какая древесина подходила для их изготовления, ученые точно не знают. Ответы искал директор Новгородского центра музыкальных древностей, художник-реставратор Владимир Поветкин.

Когда зажгли первую лучину?

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»…В избушке распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней.
Вопрос о появлении лучин в быту жителей Руси до сих пор остается открытым. Некоторые исследователи называли X век, однако они не всегда могли представить достаточную аргументацию в пользу подобной датировки. В Новгороде, например, находили светцы, которые датировались лишь более поздним периодом -- XIV-XV веками. Однако, возможно, бедняки втыкали лучины прямо в законопаченные щели домов -- не каждый мог позволить себе светец. К письменным источникам, по словам Поветкина, приходится тоже относиться очень аккуратно: если в летописи упоминается лучина, то это совсем не означает, что ее зажигали для освещения помещения (а, например, лишь для растопки печей).

Однако если эти источники недостаточно надежны, то есть и другой способ выяснить историю лучин: ученые должны научиться отличать найденные при археологических раскопках огарыши лучин от других деревянных предметов (например, от несгоревших дров или от следов пожара).

Поиски огарышей

В 2007 году возле здания Центра музыкальных древностей, расположенного недалеко от Ярославова дворища в Новгороде, проходила прокладка подземных коммуникаций. Во время земляных работ археологам удалось обнаружить множество предметов конца XIII -- XV века. Среди них оказались и огарыши лучин, всего 653 штуки. Они различались между собой длиной и толщиной. Некоторые, видимо, догорали почти полностью (их длина составляла около 3,5 см), другие тушили раньше (их длина достигала 25 см). Почти на всех огарышах сохранились следы от светца, в которые лучины были вставлены, их кончики (обычно с одной стороны, реже с двух) обгорели.

По предположению Поветкина, рядом с местом проведения подземной коммуникации могла находиться мастерская. Корыто с водой, которое стояло под лучиной, выплескивали на улицу рядом с домом примерно в одно и то же место. И постепенно образовался культурный слой с множеством огарышей. Однако это не означает, что жители древнего Новгорода всегда поступали именно так: они могли короткие огарыши сжигать в печи, а длинные подсушивать и использовать повторно.

Из какого дерева щепали лучины?

Письменные источники, фольклорное наследие и работы различных исследований позволили Поветкину предположить, что для изготовления лучин использовалась самая разная древесина -- береза, осина, сосна, дуб, клен и ясень. Однако микроскопический анализ нескольких огарышей показал, что все эти лучины сделаны из сосны. Возможно, в разных местностях выбирали для лучин разное дерево. По словам жителей Новгородской области, сосновое дерево специально вымачивали в болоте, пруде или озере, чтобы оно расслоилось по годовым кольцам. Из него потом и щепали лучины.

Поверья и другие роли лучины

Интересно, что пользоваться искусственным освещением новгородцы могли далеко не всегда. Поветкин приводит такой пример: раньше существовало поверье, что с Благовещения (25 марта по старому стилю) и до Ильина дня (20 июля по старому стилю) зажигать свет в домах было нельзя. Кроме того, в то время, когда Новгород был деревянным городом, могли существовать определенные противопожарные правила -- тогда лучину разрешали жечь только в определенные часы.

Однако, как отмечает Поветкин, лучины были нужны не только для освещения. Колядовщики часто выпрашивали лучины у хозяев, с лучинами играли дети. В темное время суток люди ходили по деревне с пучком лучин, освещая себе путь. Лучинами могли выплачивать натуральный оброк -- они заготовлялись возами.

В Новгороде лучины зажгли только в XIV веке

В 2008 году археологи решили поискать огарыши в более древних слоях. Они исследовали отвалы Троицкого раскопа и не нашли ни следа лучин в слоях XI -- первой половины XIII века. Единственное разумное объяснение этому в том, что в то время новгородцы еще не освещали свои дома таким способом -- они могли пользоваться более дорогими свечами и масляными светильниками. С этим предположением совпадают и находки светцов только в более поздних слоях XIV-XV веков.

Находки лучин имеют большое значение при последующих раскопках. Почти во всех случаях огарыши лежали рядом с каким-либо жилым домом или мастерской. Кроме того, в дальнейшем огарыши, возможно, помогут датировать культурные слои наравне с другими предметами человеческой деятельности.

Результаты исследования лучинного освещения в древнем Новгороде опубликованы в журнале «Российская археология» (№3 за 2009 год).

Полная версия