Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Майя играли на своих пирамидах музыку дождя

Многие пирамиды майя в Мексике были построены так, чтобы звук шагов при подъеме по лестнице создавал «музыку дождевых капель». Возможно, майя пытались таким способом общаться с богом дождя.

Ученые уже давно знали о своеобразных звуках от шагов по лестнице пирамиды Кукулькана, расположенной в древнем городе Чичен-Ица. Когда люди поднимаются по монументальной лестнице вверх, их шаги около вершины сооружения походят на звук падающих в ведро с водой дождевых капель.

Вопрос, почему лестница звучит именно так и добивались ли древние строители эффекта дождевых капель намеренно, оставался до сих пор нерешенным. Открытие «музыки дождя» на другой пирамиде навело исследователей на мысль, что по крайней мере некоторые из пирамид в Мексике специально строились с целью создания подобной «музыки».

Как появилась «музыка дождя»?

Проблемой занялись Хорхе-Антонио Круз-Кальеха (Jorge Antonio Cruz Calleja) из Профессиональной школы механического и электрического машиностроения в Мехико, а также Нико Деклерк (Nico Declercq) из Института технологий в Джорджии. Они сравнили частоту звуков, производимых поднимающимися на пирамиду Кукулькана людьми, с частотой звуков пирамиды Луны в древнем Теотиуакане. Эти две пирамиды различаются по конструкции -- пирамида Кукулькана больше походит на ступенчатую пирамиду Египта, а пирамида Луны представляет собой комбинацию лестниц и площадок.

На каждой из пирамид ученые измерили звуки, которые слышны у основания сооружения, когда по лестнице поднимается человек. На обеих пирамидах звук дождевых капель и их частота оказались весьма похожими. Это навело ученых на мысль, что «музыка» не зависит от конструкции пирамиды – неважно, есть ли под лестницей полости или нет. Возможно, «эффект дождя» создается за счет дифракции звуковых волн, появляющихся благодаря ударам ступни по рифленой поверхности. Часть волн изменяет направление на границе воздушной среды и твердого тела. А сильная неоднородность поверхности настолько искажает волны, что по лестнице распространяется звук, похожий на стук дождя.

Боги дождя

Бог Чаак«Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков.
Считается, что пирамида Кукулькана посвящена именно богу Кукулькану, который был у майя одним из главных божеств. Однако Круз полагает, что это сооружение также может быть святилищем бога дождя Чаака. Тем более что маску Чаака ученые обнаружили и на вершине пирамиды Кукулькана, и на вершине пирамиды Луны. Кукулькан, которому посвящена пирамида в Чичен-Ице, считался у майя богом ветра. По одной из легенд, он шел перед богом дождя и молний Чааком и, очищая землю ветром, помогал предсказывать дожди. Иногда Кукулькана тоже называют богом дождя.

Пирамиды -- музыкальные инструменты?

«Можно себе представить, что древние пирамиды – это своеобразные музыкальные инструменты майя», -- сказал Круз. Однако ученый отметил, что прямых доказательств этой теории нет. «Играли» ли майя на пирамидах специально или это случайный эффект, доказать на данный момент невозможно.

Открытие Круза и Деклерка прокомментировал археолог Франциско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli) из Бостонского университета в Массачусетсе: «Многие, если не все пирамиды майя представляли собой священные горы, над которыми собирались тучи, и на землю выливался дождь». Однако несмотря на существующий акустический эффект, который может служить метафорой воды, «тот факт, что вокруг пирамид возникает эхо, совсем не означает, что они представляли собой музыкальные инструменты», -- заключил ученый. Он добавил, что в текстах майя об этом «дождевом эффекте» не упоминается.

Элизабет Грехам (Elizabeth Graham) из Лондонского университетского колледжа заметила, что пирамиды подвергались реставрации. «Авторы статьи должны представить обоснованные причины, по которым они посчитали, что отреставрированные поверхности памятника достаточно похожи на поверхности древних сооружений», -- добавила она.

Результаты исследования Круза и Деклерка опубликованы в статье «The Acoustic Raindrop Effect at Mexican Pyramids: The Architects' Homage to the Rain God Chac?» в журнале Acta Acustica united with Acustica.

 

Полная версия