Москва
27 декабря ‘24
Пятница

История повозки уходит в древние времена Центральной Азии

Уже 6 тыс. лет назад по Центральной Азии ездили двухколесные повозки, запряженные быками. 5 тыс. лет назад появились четырехколесные, под верблюдов. Российские ученые рассказали Infox.ru о своих находках древних моделей транспортных средств в Алтын-Депе.

Кандидат исторических наук Любовь Кирчо из Института истории материальной культуры РАН занимается исследованием Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан) и Среднего Востока эпохи энеолита и бронзы. Как рассказала Кирчо корреспонденту Infox.ru, она изучала найденные на месте древнего земледельческого поселения Алтын-Депе в Юго-Восточном Туркменистане модели повозок, которым более 5 тыс. лет. И пришла к выводу, что в эти повозки начали запрягать одно животное на два тысячелетия раньше, чем считалось ранее.

Цивилизация Алтын-Депе

В IV-III тысячелетиях до н. э. на юго-западе Средней Азии появились и начали развиваться такие крупные поселения, как Алтын-Депе, Намазга-Деп и Улуг-Депе. Там сложилась одна из древнейших цивилизаций земледельцев, получившая сегодня название по лучше всего изученному древнему памятнику этого региона – Алтын-Депе (туркм. «золотой холм»). Это древнее городище находится в 220 км к юго-востоку от столицы Туркменистана Ашхабада.

Развитие городов и поселений было невозможно без торговых связей и взаимодействия с другими культурными и экономическими центрами Древнего Туркменистана. Поэтому ученые попытались понять, как оно происходило -- какие технологии применяли древние жители этого региона, какой транспорт использовали.

Колесо и повозка

Любовь Кирчо работала с находками, сделанными в Алтын-Депе в 1980-х – начале 2000-х годах. По ее словам, первые свидетельства о появлении колесного транспорта относятся ко второй половине IV тысячелетия до н. э. Археологи находили на территории поселений маленькие керамические колесики диаметром в 7-10 см. По предположению ученых, это были модели настоящих колес.

Но гораздо важнее оказались редкие находки терракотовых моделей целых повозок. Так ученые узнали, что в первой половине III тысячелетия до н. э. по Древнему Туркменистану ездили двухколесные повозки. Однако такие находки единичны – чаще всего остов игрушечной тележки делался из дерева, а колеса из глины, которая сохраняется гораздо лучше, чем древесина. Ранние модели ясно указывали, что в повозку запрягалась пара животных.

Кто тащил телеги?

По мнению специалистов, одно животное начали запрягать в повозку только в I тысячелетии до н. э. Однако находки в Алтын-Депе опровергли эту теорию. В одном из домов древнего городища археологи нашли модель четырехколесной повозки, куда можно было впрягать только одно животное. Находка датируется примерно 2400 годом до н. э.

В IV – начале III тысячелетиях до н. э. в повозки запрягали только быков и, возможно, волов. Об этом свидетельствуют найденные рядом с моделями глиняные фигурки этих животных. А во второй половине III тысячелетия в качестве тягловой силы начали использовать верблюдов. Лошади же были слишком слабыми, чтобы тащить огромные и тяжелые повозки даже парами. Тем более что чаще всего при помощи повозок перевозили тяжелый груз – металлы и камни, а не людей. По мнению Кирчо, в результате становления все более засушливого климата в этом регионе быков стало использовать практически невозможно. Поэтому местные жители одомашнили и стали использовать в качестве тягловой силы верблюдов.

Игрушка или культовый предмет

Однако, добавила Кирчо в беседе с корреспондентом Infox.ru, не на все вопросы относительно этих моделей у археологов и историков есть однозначный ответ. Например, до сих пор остается спорным вопрос о назначении маленьких повозок. Возможно, это были всего лишь игрушки, так как одну из моделей нашли в захоронении мальчика лет девяти-десяти. Но есть и другой вариант. Повозки могли иметь ритуальное значение, именно поэтому их и клали в захоронение.

Исследование проходило в рамках проекта «Технологии производств древнеземледельческого населения Юга Евразии V-III тысячелетий до н. э. и его адаптация к изменениям природной среды. Комплексный подход» программы фундаментальных исследований президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям». Статья о древнейшем колесном транспорте опубликована в журнале «Археология, этнология и антропология Евразии».

Полная версия