Первобытные жители Курил перешли с японского обсидиана на камчатский
Обсидиановые сколы от первобытных орудий рассказали археологам, как жили люди на Курильских островах 4,5 тыс. лет назад. По сколам видно, как и откуда расселялись по островам люди, с кем они торговали и почему перестали.
Осколки обсидиана с Курильских островов
Археологи из Вашингтонского университета (University of Washington) и Смитсоновского института (Smithsonian Institution) использовали рентгеновский флюоресцентный спектрометр, чтобы выяснить происхождение 131 скола из обсидиана, то есть вулканического стекла. Такие маленькие сколы обычно оставались после изготовления обсидиановых первобытных орудий. Археологи нашли сколы на 18 стоянках в разных частях Курильских островов. Ученые собирали их в рамках международного проекта по изучению Курильских островов в 2000 году и проекта по изучению биоразнообразия Курильских островов в 2006 году. Часть материалов им предоставили российские археологи. Обсидиановые камешки лежали рядом с другими предметами, которые позволили датировать их периодом с 2500 до 750 год до н. э.
Курильские острова протяженностью в 1175 км расположены между самым северным японским островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка Российской Федерации. Несмотря на то что острова вулканического происхождения, ученым неизвестны местные источники добычи обсидиана первобытными жителями.
«Главное достоинство обсидиана заключается в том, что люди могли сделать из него очень острые орудия. Обсидиан легко расщепляется и скалывается. Поэтому, когда он был доступен, люди его всегда использовали», -- рассказал возглавляющий исследование Колби Филлипс (Colby Phillips) из Вашингтонского университета. Филлипс работал в соавторстве с Робертом Спикменом (Robert Speakman) из Смитсоновского института.
Геохимическая «подпись»
Обсидиан образуется, когда вулкан извергается, и, по словам Филлипса, можно геохимически определить, откуда это вулканическое стекло взялось. Обсидиан из каждого отдельного вулкана имеет уникальные химические черты («подпись»), основанные на сочетании огромного количества разных элементов, в том числе рубидия, циркония и стронция.
Археологи собрали образцы обсидиана с разных вулканов и создали базу данных химических «подписей» различных вулканов. Затем они сравнили найденные на стоянках обсидиановые сколы с созданным ими каталогом.
Филлипс и Спикмен обратили особое внимание на то, что обсидиановые сколы происходят из четырех мест на Хоккайдо и пяти источниках на Камчатке. Большинство сколов (более 60%) происходит именно с российского полуострова.
Передвижения обсидиана во времени и пространстве
Освоение людьми Курильских островов началось около 4 тыс. лет назад. Они сначала пришли на южные острова в районе Хоккайдо, а затем постепенно расселились на север. А когда люди только пришли на острова, они принесли обсидиан с собой.
«Обсидиан составляет всего около 8% от доли материалов, которые использовались для первобытных орудий. После изготовления обсидиановых орудий всегда оставалось много отходов: следы этого производства прослеживаются на всех стоянках и на протяжении большого временного промежутка – почти две тысячи лет. Обсидиан мог играть важную роль в поддерживании социальных и торговых связей во время миграции населения на север Курил. В нашем исследовании мы предполагаем, что в местных и региональных зонах социальные связи имели очень большое значение. Люди жили на изолированном участке земли – острова часто скрывали облака и туманы, они подвергались цунами, извержениям вулканов и землетрясениям. Поэтому жителям Курил было выгодно иметь связи с другими людьми. Тот факт, что мы находим обсидиан по всему острову, подтверждает, что люди активно взаимодействовали», -- рассказал Филлипс.
Исследователи также смогли определить точную границу распределения обсидиана на островах. Вулканическое стекло с Хоккайдо в основном находили на территории Южных Курил, хотя несколько образцов попало и в центральные регионы. Обсидиан с Камчатки исследователи обнаружили только в северной и центральной частях островов.
Южные Курилы отделены от других островов проливом Буссоль шириной в 112 км. Филлипс считает, что в какой-то момент морские путешествия стали слишком дорогими и невыгодными, поэтому жители Северных и Центральных Курил начали торговать с Камчаткой.
К тому моменту, как работа археологов была принята для публикации, они успели проанализировать еще 700 сколов, подтвердивших полученные ими первоначальные данные.
Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science.