Москва
3 января ‘25
Пятница

Потомственных крестоносцев породили сказки о Востоке

Традиция отправлять детей в Крестовые походы могла вырасти из сказок о Востоке, которые старательно записывали летописцы рядом с историей рода. Со временем небылицы слились с хронологией и стали восприниматься как реальное прошлое.

Профессор факультета истории Фордамского университета доктор Николас Пол (Nicholas Paul) изучал семейные предания потомственных крестоносцев. На эту тему его навел другой медиевист, который считал, что традиции рода буквально вынуждали семью отправить кого-нибудь в новый Крестовый поход. «Но этот историк добавил, что, к сожалению, непонятно, как изучать этот вопрос дальше -- это практически невозможно, так как у нас нет подробных историй этих семей», --рассказал Пол.

Поиски семейных историй

Именно тогда Пол задумался о том, возможно ли действительно изучить историю семей, члены которых отправлялись в Крестовые походы? Существуют ли какие-то источники, которые могут рассказать о жизни этих особенных людей? В конце концов исследователь пришел к выводу, что да, такие источники есть.

В прошлом году он побывал в Испании и Франции, где искал и собирал семейные истории крестоносцев. Пол обнаружил письменные источники в архивах Барселоны, Лиможа, Анжу и Парижа, а также внимательно изучил захоронения крестоносцев.

«Еще я осмотрел различные сооружения, в том числе церкви, которые строились при финансовой поддержке этих семей. Оказалось, что там также запечатлена их история, даже внешний вид отдельных членов семейства», -- рассказал ученый.

Почему Крестовые походы превратились в семейную традицию?

Пол в первую очередь интересовался тем, как крестоносцы повлияли на развитие культуры в Европе. Кроме того, его исследование не ограничивается изучением истории только тех людей, которые принимали непосредственное участие в военных походах.

«Больше всего меня интересует, как традиции крестовых походов повлияли на различные знатные семейства. Многие династии, проживавшие на территории от Австрии на востоке и до Испании на западе Европы, оказались вовлечены в движение крестоносцев и следовали этой традиции из поколения в поколение. На мой взгляд, участие в Крестовых походах -- это как поддержка определенного монастыря или приверженность к определенной политической группировке. Участие в походах против «неверных» превратилось для некоторых фамилий в настоящую традицию. Я пытаюсь понять, почему так произошло», -- отметил Пол.

Мифические предки-крестоносцы

Ответ на этот вопрос как раз и могут дать архитектурные и погребальные памятники, а также хроники отдельных благородных родов. Жанр исторических семейных записей зародился примерно в то же время, когда начались Крестовые походы. Поэтому во многих источниках содержатся интересные сведения. Например, рассказывается, что для людей значил поход на Восток, объясняется, зачем они шли отвоевывать Святую землю. Судя по найденным документам, традиции потомственных крестоносцев имеют более древние корни и зародились раньше, чем прозвучало призвание папы Урбана II 1095 года, положившее начало целой серии военных экспедиций против мусульман.

«Например, эти люди считали, что их легендарные предки отправлялись в Крестовые походы еще в древности, когда на земле царил Золотой век. Они описывали в своих хрониках вымышленное прошлое», -- отметил Пол.

Легенды о прошлом определили будущее

Среди наиболее удивительных легенд есть и такая: в одном источнике написано, что предок одной династии отправился на Восток и там спас львов. Дикие животные стали его друзьями и сражались с ним бок о бок. В этих семейных хрониках хорошо прослеживается устоявшееся мнение европейцев об экзотическом Востоке, где происходят всякие чудеса, где водятся необыкновенные животные. Эта история была придумана, а затем постепенно превратилась в настоящую часть семейной хроники. В легенду об удивительном предке верили все от мала до велика.

Такие истории пересказывали друг другу ради развлечения, но на примере деяний предков также обучали молодежь, которая загоралась желанием совершить подобный подвиг. Магия древних легенд заставляла их отправляться в далекие страны, нашив на одежду кресты. В XI-XII веках семейные хроники чаще всего вел священник или местный монах. Возможно, они слышали устные рассказы, которыми развлекали друг друга члены семьи, и записали их в поучительных целях. А с течением времени «сказки» превратились для потомков в «настоящие» истории о прошлом и определили их будущее.

Полная версия