Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:10
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Особенности проведения расчетов в бизнес-плане

Бизнес-план является своеобразной визитной карточкой проекта, который передается на рассмотрение инвестору либо любому другому лицу, которое будет принимать активное участие в финансировании бизнеса. Чтобы повысить шансы на получение инвестиций в проект, необходимо качественно преподнести информацию, которая в виде бизнес-плана раскроет основные преимущества и особенности бизнеса. Ниже в статье будут расписаны подробно ключевые составляющие бизнес-плана, как его корректно составить и какие идеи нужно будет раскрыть, чтобы назначение выплат смогли одобрить.

Что такое бизнес-план – краткое объяснение

Бизнес-план является документом, который содержит в себе сведения о перспективе развития определенного проекта. Бизнес-план может разрабатываться как для небольших фирм, так и крупных предприятий. Помимо преимуществ ведения бизнеса, в плане раскрываются и возможные риски со способами, как их избежать.

Какую информацию обычно вносят в содержание бизнес-плана:

  1. Сведения о компании, которая является инициатором создаваемого проекта.
  2. Описание производимой продукции, товаров для реализации и списка оказываемых услуг.
  3. Анализ рынков сбыта.
  4. Экономические расчеты по проведенной финансовой деятельности.

Дополнительно в список вносят документацию, которая описывает детализированные расчеты и подтверждает перечень необходимых сведений. Как пример, дополняют бизнес-план приложениями, в которые вносят различные графики и расчетные записи. Все это располагается на последних страницах плана. Также некоторые фирмы вносят данные по маркетинговым исследованиям. Важно сразу указать, что в основную часть плана лучше эту информацию не вносить, иначе он получится слишком большим и не удобным для чтения. Если основной раздел бизнес-плана переполнен информацией вторичной важности, то разобраться в такой работе будет сложно, поэтому в финансировании могут отказать. Чем качественнее составлен план проекта, тем выше шанс получения инвестиций.

Почему лучше составлять бизнес-планы чем от них отказываться

Если владелец бизнеса планирует серьезно подойти к вопросу его развития, то ко всем вещам и составляющим проекта нужно относиться с большой ответственностью. По этой причине не рекомендуется пренебрегать поэтапным составлением бизнес-плана. Любой проект в бизнесе нуждается в инвестициях и на постоянной основе. Чтобы бизнес приносил прибыль, в него нужно вкладывать и не один раз, а делать это на постоянной основе. Если в какой-то момент инвестиции прекратятся, то проект обанкротится и больше не будет конкурировать на рынке сбыта.

Многие бизнесмены из постсоветского времени думают, что планирование не является важным, что предварительные расчеты не нужны с детальным анализом, но это не так. Чем больше и лучше будет продумано деталей в проекте, тем выше шанс на успешный заработок, включая получение вложений. Для каких организаций создается внешняя форма бизнес-плана:

  1. Инвесторов.
  2. Чиновников и государственных представителей, чтобы можно было получить субсидию по бизнесу либо грант.
  3. Для банков с целью получения бизнес-кредита.

Если бы предприниматель просто подавал запрос на получение внешнего финансирования без расписанных планов, вряд ли б его кто-то из потенциальных вкладчиков начал воспринимать серьезно. Если же имеется подробная планировка, включая расписанные механизмы получения дохода с определением всех рисков и показателей успешности, то такой проект будет воспринят в более серьезном ключе.

Какие виды бизнес-планов существуют

Существует условно несколько типов разновидностей бизнес-планов с целью дальнейшего составления. Можно создавать проектировку внутреннего типа (под себя), для инвесторов, банков, государственных организаций и для преодоления финансового кризиса. Ниже на каждом из указанных вариантов будет расставлена акцентировка, чтобы можно было понять основную разницу между этими типами расписанных планов. Если бизнес-план составляется «для себя», то соблюдать правила заполнения разделов не обязательно в полной строгости. Эти планы используются исключительно для внутреннего применения, поэтому их составляют в свободной форме. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы можно было оценить перспективы, риски по реализации проекта.

В том же случае, если бизнес-план генерируется для инвестора, то описывать все преимущества с рисками уже придется не в произвольной форме, а соблюдая шаблонный международный норматив. Структура должна быть хорошо распределена, а информация должна преподноситься максимально ясно и понятно. Если инвестор является иностранным, то лучше составить план по структуре «ЮНИДО», это международная форма заполнения. В том же случае, если инвестор из России, то для него не столь важен стандарт составления плана, как суть и структура поданного материала. Для отечественных инвесторов можно составить бизнес-план по такой схеме:

  1. Указание необходимого объема инвестиций.
  2. Суть бизнес-проекта.
  3. Конкурентные преимущества проекта – за счет чего на нем можно заработать.
  4. Плановый период окупаемости и возврата вложенных финансовых средств в бизнес.
  5. Показатель рентабельности.

Теперь необходимо рассмотреть ключевые особенности составления бизнес-плана для банков с целью получения кредитных средств. Перед началом заполнения документа рекомендуется предварительно проконсультироваться у кредитного консультанта, потому что в зависимости от банковской организации, критерии для составления плана могут отличаться. Если одобрят составление в свободной форме, то можно выбрать любой из шаблонов либо самостоятельно указать все нужные сведения по плану.

В том случае, если бизнес-план расписывается для предоставления нескольким кредиторам, то рекомендуется все же использовать международный стандарт «ЮНИДО». Большинство банковских требований основаны по указанным стандартам, поэтому не нужно будет делать несколько разных работ одновременно. Достаточно составить план по единому международному стандарту и можно будет его отправлять на рассмотрение для нескольких банковских учреждений. Если потребуется, то уже готовый бизнес-план можно будет откорректировать по требованиям конкретного кредитора.

Важно также сообщить дополнительно, что с высокой долей вероятности придется корректировать созданный бизнес-план неоднократно. Некоторым потенциальным инвесторам, которые внимательно изучают работу, может не подойти указанная внутри информация в точности и ее придется изменить в более понятном ключе. Еще одна причина для переделывания плана – это термин рассмотрения кредитных сделок. Часто они затягиваются и условия сотрудничества в банке меняют, если идет речь о крупном кредите для предприятия. В такой ситуации приходится менять термины по реализации проекта, дополнительно уточнять стоимость закупаемого оборудования, сырья, отпускных цен и прочих параметров для получения кредита.

Теперь нужно указать информацию по нюансам наполнения бизнес-планов для государственных учреждений с целью получения субсидии либо гранта. На данный момент все еще остаются актуальными программы поддержки различных отраслей в бизнесе от государства. Для перспективных ответвлений и специализаций в бизнесе выделяют гранты и субсидии от государственных представительств. В качестве источника финансирования могут выступать не только государственные чиновники, но и частные инвесторы или крупные организации в определенной сфере. Обычно назначение выплат одобряют представителям сельского хозяйства, начинающим индивидуальным предпринимателям, научным исследовательским центрам, туристическим фирмам.

Если бизнес-план составляется для такой цели, то важно указать, что если план проекта будет расписан не по всем требованиям, то работу отклонят и заявитель автоматически выйдет из списка участников на конкурс с целью назначения государственных выплат. В данной ситуации сразу рекомендуется уточнить, по какому из введенных стандартов лучше составить работу и если нет конкретных указаний, то лучше использовать международный шаблон «ЮНИДО». В большинстве случаев требования указаны в инструкциях, которые поддерживаются конкретной бизнес-программой.

Последний пункт из вариаций для создания бизнес-планов – это антикризисные программы для поддержки бизнеса, который уже находится на грани банкротства. Суть такого проектирования в документе основана на том, что кредиторам нужно будет в составе бизнес-плана подробно объяснить, как выделение дополнительной денежной помощи сможет помочь в поддержании бизнеса и какими путями удастся избежать полного краха, вытягивая компанию из задолженностей. В такой работе обязательно должны быть расписаны варианты по решению споров в судебном и досудебном порядках.

Как выглядит структура составленного бизнес-плана по принципу «ЮНИДО»

Структурное подразделение ООН по промышленному развитию «ЮНИДО» разработало собственный международный стандарт по созданию бизнес-плана, которая сейчас является одной из самых востребованных из известных в Российской Федерации. Также существуют и другие введенные стандарты из Европы, но именно данный тип планов для бизнеса является самым популярным и теперь необходимо выделить в нем ключевые аспекты, включая подробную схему составления.

Из каких пунктов состоит бизнес-план по стандартам «ЮНИДО», пошаговая схема:

  1. Резюме.
  2. Описание отрасли, в которой действует компания.
  3. Описание услуг либо товаров, которые реализуются в бизнесе.
  4. Показатели продажи и маркетинга.
  5. План производства.
  6. Организационные планы.
  7. Финансовый план.
  8. Проведение оценки эффективности проекта.
  9. Риски и гарантии компании.
  10. Дополнительные приложения для более детального ознакомления с деятельностью организации.

Теперь нужно указать, что лучше расписать в каждом из указанных пунктов, чтобы индивидуальный предприниматель понимал, в чем конкретно дело. Первый пункт – это образец резюме, и он необходим для того, чтобы в виде краткого и лаконичного содержания можно было расписать основные характеристики по бизнесу. В особенности данный пункт будет незаменимым для тех инвесторов, у которых нет достаточного количества свободного времени на работе изучать длинные бизнес-планы. Благодаря разделу резюме потенциальный инвестор уже в течение нескольких минут поймет, что имеется ввиду под содержанием всей работы, которую ему предложили рассмотреть. Кратко – грамотно составленное резюме позволит без проблем разобраться с сутью проекта и введет в экскурс дела потенциального вкладчика.

В резюме нужно будет лаконично и кратко расписать суть бизнеса, перспективы дальнейшего развития и каким будущим доходом сможет владеть предприятие, возможные источники для дальнейшего финансирования и прогнозы по окупаемости, с учетом возможных рисков по расходам. Также в резюме потребуется указать сроки запуска бизнеса, и какая сумма вложений потребуется. Все остальные разделы просто раскрывают более детально информацию, которая указана в самом начале бизнес-плана. Затем потребуется более детально расписать сведения по компании, которая займется организацией данного проекта. В описание будет входить информация по отрасли, активах компании и по системе управления количеством нанятых сотрудников.

Вторая типологическая характеристика по разделам – об услугах и разработке выпускаемой продукции в бизнесе. В данном разделе нужно будет максимально точно и доступно описать перечень услуг, которые реализуются через данный тип бизнеса. Если фирма занимается выпуском различных товаров, то нужно будет указать, что это за продукция, чем она является и какую несет пользу либо выгоду, если ее продавать через рынок сбыта. Дополнительно можно загрузить фотоснимки продуктов, чтобы потенциальный вкладчик понимал, с чем он будет иметь дело. Если снимки не сделали в данном разделе, то их можно будет перенести в самый конец бизнес-плана.

Следующий пункт – это раздел маркетинга и перспективы реализации продажи. Что в нем нужно будет написать:

  1. Характеристику и сферы потенциального рынка сбыта.
  2. Указание приоритетных сегментов рынка сбыта, которые нужно будет занять среди конкурентов, которые занимаются выпуском и реализацией подобной продукции для продажи.
  3. Анализ конкурентов с дальнейшим указанием слабых и сильных сторон данного типа проекта.
  4. Анализ потенциальных покупателей или клиентов, с которыми будет вестись дальнейшее сотрудничество.

Здесь в разделе планов производства обязательно нужно будет указать такие описания по производственным нюансам:

  1. Какой тип оборудования и помещений нужен для того, чтобы можно было изготавливать товары.
  2. Суть технологии производства.
  3. Точки по геолокации предприятий и логистических связей с основными поставщиками и потребителями. Это может быть любой город или населенный пункт, который нужно указать ИП в точности – будь то Москва или любой дальний русский регион.

Дополнительно в план по производству можно будет внести информацию по себестоимости сырьевого материала, который пустят на изготовление товара для продажи. Также можно будет указать показатели себестоимости изготавливаемой продукции и рыночную цену, посчитав предварительно разницу в стоимости. Не обязательно, но в качестве добавочного материала часто указываются сведения по мониторингу качества контроля изготавливаемой продукции, которую планируют разрабатывать.

В разделе организации указывают сроки реализации задуманного, а именно, когда доход по бизнесу выйдет в ноль. Этот фактор расписывают, потому что значение нуля указывают на первые положительные результаты в продвижении бизнеса – все вложения окупились и теперь включаются доходы в плюс. По этому пункту тоже надо прописать сроки реализации проекта, структуру управления, состав руководителей по разным направлениям.

Затем следует написание информации по финансовой модели в бизнесе. Чтобы можно было подготовить данный раздел, потребуется найти такие сведения, в которых содержится следующая информация:

  1. Сведения по требуемым показателям стороннего, инвестиционного финансирования.
  2. Стоимость открытия нового бизнеса.
  3. Данные по всем потенциальным источникам финансирования.
  4. Информация по срокам и условиям возврата вложенных денег.
  5. Прогноз по расходам, доходам, возможным убыткам и термину полной окупаемости.

Затем в качестве итога по финансовой части указываются данные по оценке эффективности реализуемого проекта в бизнесе. Поэтому в конце лучше указать показатели рентабельности, с учетом подробной оценки конкурентного рынка, сроки выхода в нулевой доход, размеры чистой выручки. Можно более детально акцентировать внимание на том пункте, когда вложения в бизнес выйдут на уровень по отсутствию убытков.

Далее уже в самом конце указываются данные по гарантиям и рискам организации, которая занимается ведением бизнеса. В этом пункте нужно будет подробно расписать, как и чем именно компания способна гарантировать то, что внесенные деньги извне будут возвращены в полном объеме после того, как бизнес окупит все убытки. Можно дополнительно расписать варианты развития форс-мажорных ситуаций, когда организация и при каких именно условиях может пострадать. По этому вопросу далее уже нужно будет расписать стратегии выхода из кризиса и возможности преодоления застоя в бизнесе.

Затем уже на последних страницах документа указывают те сведения, которые не попали в предыдущие разделы. Это могут быть графики, диаграммы, фотоснимки. Именно по такой структуре и расписывается планировка бизнеса, если подготавливается документ на основании международного шаблона «ЮНИДО».

Подготовка к созданию документации

Независимо от того, с какой целью и для кого составляется документ, нужно предварительно подготовиться к созданию письменного проекта. Это позволит уже вносить все нужные сведения по факту, а не на ходу и сократит время подготовки по написанию нового материала. Лучше заранее собрать весь нужный пакет данных и сведений, чем потом в недоумении размышлять, какая информация из необходимых информационных источников была ранее упущена.

Какие сведения предварительно нужно будет учесть:

  1. Определить систему налогообложения, в соответствии с которой и будет работать бизнес. Это данные по составу и размеры процентных ставок по оплачиваемым налогам. На данный момент в России задействованы различные схемы ведения налоговой части бизнеса, включая как упрощенные, так и работу по патенту.
  2. Составление списка по инвестиционных расходам с подробным расчетом по использованию на различные цели и периодом реализации задуманного. Пример – это покупка техники, строительство здания, ремонт, аренда помещений, приобретение сырья. По всем этим типам расходов нужно будет просчитать стоимость и сроки реализации.
  3. Посчитать дополнительные варианты по расходам, включая оплату коммунальных платежей и аренду офиса для бухгалтерского отдела (как пример).
  4. Собрать сведения по всем возможным и планируемым источникам вложений, потому что привлечением инвесторов развитие личного бизнеса не ограничивается. Можно рассмотреть варианты с получением кредита. Далее по плану указывается размер займа и срок возврата вложений.
  5. Указать полный состав рабочего персонала по количеству человек и определить размер месячного оклада для каждого сотрудника. Если имеются должности с возможностью карьерного роста, то по этому пункту потребуется провести ряд дополнительных, распланированных подсчетов.
  6. Узнать исчерпывающие сведения по потребностях в производстве и сырьевом материале. Далее и по этому пункту рассчитывается стоимость с учетом потребности в закупке складированного запаса.
  7. Определение производственного объема на начальных этапах и в перспективе. Можно дополнительно указать информацию по прогнозу продажи продукции, расценкам и влиянию сезонных факторов на скорость реализации изготавливаемого продукта.

Данный перечень является далеко не исчерпывающим, а самым минимальным. Все количество пунктов будет зависеть от нескольких факторов, включая тип производства, реализуемые товары, классификацию самого бизнеса, прочие сложности и нюансы. Пример – если бизнес ориентирован на импорт или экспорт, то нужно будет подготовить дополнительно информацию по размерам таможенных ставок, а также узнать о нюансах сотрудничества с иностранными партнерами.

Мнение редакции

Если индивидуальный предприниматель желает подойти к вопросу реализации задуманного в бизнесе спланированно и грамотно, то ему рекомендуется задуматься о написании бизнес-плана. Планировка позволит увеличить шансы на получение стороннего финансирования в виде инвестиций, государственных пособий и банковских льготных кредитов. Также с помощью корректно составленного плана можно будет детально просчитать все риски, провести детальную аналитику рынка сбыта и определить факторы успеха. Без корректно составленного документа шансы на получение большого дохода в бизнесе существенно снижаются.

КАТЕГОРИИ