В каком году пенсию ввели
Пенсия – это неотъемлемая часть льготного финансирования, которая полагается всем гражданам, которые официально работали весь трудоспособный период. Наиболее распространенная пенсионная форма обеспечения – это страховые выплаты по старости. Также существуют другие виды льготных надбавок, включающие социальные пенсии, единовременные выплаты по рождению детей, а также помощь для инвалидов и детей-сирот. Интересный исторический раздел – это хронологические события в рамках развития современного пенсионного обеспечения. Данная статья будет посвящена истории развития современной пенсии.
Как зарождались пенсионные реформы
Исторически первые пенсионные назначения стали появляться еще со времен Петра I в Российской Империи, и полагались они изначально только для морских офицеров. Годами позже, дополнительные выплаты из государственной казны начали назначать и другим категориям рабочих, без учета каких-либо правил. Первый прототип настоящей пенсионной системы появился при царе Николае Первом, что датируется 1827 годом. С того момента начали выплачивать пособия в пользу военнослужащих и чиновников, в рамках вознаграждения за хорошую службу. Длительность выплат составляла не более 35 лет.
Система, введенная Николаем Первым, просуществовала длительный период, подвергаясь некоторым изменениям, вплоть до начала 20 века. К началу октября 1917 года пенсионные выплаты могли получать не только военные либо чиновники, но и медики, педагоги, а также старательные рабочие, трудящиеся на государственных заводах. Так начинался новым этап, когда начали давать выплаты в два раза чаще гражданам разных категорий, чем раньше. В эту категорию входило не более 30% населения всей страны, поэтому государственные выплаты могли получать отдельные граждане. Количество получателей пенсионного пособия не увеличивалось даже в период основания Советского Союза. Лишь спустя 50 лет с того момента, право на пенсию смогли получить все жители Российской Федерации.
Хронологические события с начала 1914 года
В этот временной промежуток на пенсионные выплаты могли претендовать только отдельные рабочие категории граждан. В список входили врачи, военные, учителя, чиновники и работники заводов. Размер пенсионного оклада на тот период колебался в пределах не менее 20% - 40% от последнего месячного заработка в трудоспособный период. Сначала такие нововведения коснулись только военных, которые могли получить надбавку за выслугу лет, независимо от того, в каком возрасте они вышли на пенсию, покинув трудовой пост.
Далее пенсии начали причислять в пользу трудящихся на государственных заводах. Общее количество от всего населения России по данной категории не превышало 2%. Назначили пенсионную надбавку рабочим только с начала Первой мировой войны. Ключевое отличие – этим категориям граждан не выплачивали денежные средства по старости, как военнослужащим. Получить 25% от последней месячной заработной платы они могли только в случае наступившей инвалидности.
Сведения за 1937 год
В этот период в силу вступила сталинская пенсионная реформа. Предел по назначению пенсии в России на тот период составлял 5% - 10% от показателей последней месячной заработной платы в пользу рабочих и служащих. Начиная с 1932 года установили первые лимиты пенсионного возраста. Женщины выходили на пенсию с 55 лет, а мужчины с 60 лет, но только с одним условием – получить выплаты можно было, отработав по общему стажу в календарных годах 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин соответственно. Этот период характеризуется существенными положительными изменениями в рамках последующего формирования обязательного пенсионного обеспечения.
Пенсии по старости могли получать большинство жителей городов и пригородных пунктов. Лица, которые проживали в сельской местности, не могли претендовать на государственные пенсии. Указанные размеры сталинской пенсии имели несколько выраженных недостатков – прожить на такие деньги после завершения трудовой карьеры было практически невозможно. Также назначения пенсионных выплат было сложно добиться. Требовалось предъявить свидетельство о рождении, справку с места работы и прочие документы, подтверждающие наличие необходимого рабочего стажа. Во время войны и разрухи потребители часто теряли документы, поэтому доказать законное право на получение пенсии мало кому удавалось.
Изменения 1956 года
В этом периоде произошли положительные изменения в рамках увеличения пенсионных выплат, если верить в слова указанных исторических хроник. Потребители могли получить пенсию, в размере 50% от среднего показателя месячной заработной платы за последний год. Также некоторым гражданам власть вводит надбавку сверху, в пределах 10% - 20%, если у них имеется большой трудовой стаж. Самый высокий процент дополнительной прибавки получали лица, которые беспрерывно трудились многие годы на одном и том же рабочем месте. Эти надбавки имели отношение к категории военнослужащих лиц и работников заводов. Получалось так, что смена постоянного места работы могла быть только в минус, если потребитель претендовал на получение повышенной пенсии.
После проведения изменений, в рамках пенсионной реформы, потребители могли получать пенсию в размере 70 рублей, если брать во внимание средний показатель. Данные сведения по конкретным показателям датированы 1961 годом. Максимальная пенсия составляла 120 рублей на тот период. Также смягчились требования по выходу на пенсию. Пенсионный возраст для мужчин и женщин не изменили. Он так и оставался в пределах 55 лет и 60 лет по соответствию. Если общий рабочий стаж не насчитывал 20 лет и 25 лет для женщин и мужчин, то тогда при достижении пенсионного возраста потребитель получал минимальную надбавку в размере 35 рублей в месяц.
Прожить на минимальную пенсию было на грани реальности, а жители сельских местностей так и не были учтены в перечень получателей пенсионных выплат. Вывод – каждый работающий гражданин все же стремился отработать тот стаж в годах, который позволяет получить среднюю пенсию. Примерно 10% жителей деревней могли получать дополнительные пособия. В этот перечень входили только отдельные трудовые категории лиц – председатели, механизаторы и ветераны войны. У этих лиц надбавка составляла не более 30 рублей, что являлось очень низким показателем, затруднительным для адекватного проживания. Жителям сел пенсию выплачивало не государство, а главы сельхоза.
Хронологические изменения послевоенного времени, датируемые с 1965 года
Ключевые условия начисления пенсии на тот период практически не изменились. Жители городов, как и раньше, получали 50% от среднего месячного заработка за последний год. За выслугу лет полагалась надбавка в 10% - 20%. По верхнему процентному рубежу получали прибавку к пенсии только те граждане, которые беспрерывно трудились на одном рабочем месте. Возникло новое и положительное исключение для работников сельской местности – 15% надбавки за последний год отработки, в рамках среднего месячного показателя заработной платы.
Примерно в этот же период в России появилось первое поколение пенсионеров из деревень, которые не зависели формально от помощи за счет молодых родственников. Сельские пенсионеры могли выйти на пенсию на 5 лет позже за городских жителей. Соответствующие цифры – 60 лет и 65 лет для женщин, а также мужчин. Примерный показатель пенсионного заработка для жителей сел составил 12 рублей, из-за чего нельзя было рассчитывать на нормальную жизнь семьи, даже с учетом того, что большая часть пищи для людей поступала в селе из собственных огородов и ведения хозяйства.
Начиная с 1973 года государство начало учитывать проблемы инвалидов и нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца. Если раньше надбавки для льготных категорий граждан были небольшими, то теперь размер пенсий по инвалидности либо нетрудоспособности начал приравниваться к среднему показателю пенсии обычного горожанина.
Изменения с 1990 года
В этот период начались глобальные изменения в рамках финансирования всех граждан РФ. Теперь все жители страны получали пенсию в виде трети, от последнего заработка за последний месяц. Исчезло деление по месту проживания и прочие нюансы, а это означает, что шансы по обеспечению для всех уравнялись. Эти изменения стали большим шагом в будущее. Также в конце существования СССР, полностью исчез фактор классовой дискриминации – жителям сел уравняли возраст для выхода на пенсию наравне с горожанами по показателю 60 лет и 65 лет для женщин, мужчин.
Второй этап изменений в рамках классовых дискриминаций, которые начали оставаться в прошлом, - уравнение размеров пенсий для колхозников наравне с военнослужащими и работниками промышленных предприятий. Произошли существенные изменения в рамках подсчета общего трудового стажа в календарный стаж за 20 лет и 25 лет – теперь в этот период начали вписывать период прохождения обучения в техникуме либо ВУЗе, службу в армии, а также декретный отпуск.
Также поменяли принципы перерасчета пенсии. Если раньше учитывали средний показатель заработной платы за последний календарный год помесячно, то затем начали рассматривать сроки за последние 2 года либо 5 лет непрерывного трудового стажа. Важно выделить и тот момент, что в начале 90-х годов сформировали Пенсионный Фонд, который со временем начал действовать, как нынешний ПФР.
Изменения, произошедшие с начала 1999 года
Ключевой показатель по пенсии начал составлять 34% от последней месячной зарплаты за последний год. В этот период стартовала разработка по предпоследней пенсионной реформе, которая стала действительной с начала 2001 года. Потребители, которые родились до 1967 года, продолжали еще получать пенсию по старым правилам. В учет шел советский и российский стаж выработки одновременно, показатели заработной платы за несколько последних лет, что увеличивало сразу же потенциальную надбавку на несколько тысяч рублей (потому что за советскую отработку начислялась самая большая прибавка в денежном эквиваленте).
Лица, которые родились уже после 1967 года, вынуждены были копить на пенсию за счет отработки общего стажа за весь трудоспособный период. Такие изменения в пенсионной реформе дали начало развитию такого варианта обеспечения по пенсии, которые можно наблюдать и на сегодняшний день. В учет шли заработные платы не только за непрерывный длительный трудовой стаж только на одном рабочем месте, но и суммировались термины выработки во всем количестве, на разных фирмах, работах, даже если потребитель менял специальность. Важен был по этому параметру только один нюанс – количество отработанного времени в рамках получения официального заработка, по трудовому договору. Все сведения записывались в трудовую книжку.
Изменения с начала 2015 года
Если верить официальным данным, потребители претендовали практически на 40% по размеру выплат, ориентируясь на последний месячный доход на месте трудоустройства, до момента увольнения в рамках получения пенсии по старости. Для некоторых регионов указанные данные не соответствовали действительности, потому что нюансов по назначению страховой пенсии накопилось большое количество, и они все шли в учет. В качестве вывода – для каждого, отдельно взятого гражданина пенсионная выплата по старости рассчитывалась в индивидуальном порядке.
На данный момент с того периода действует текущий вариант пенсионной реформы. В учет по назначению страховой пенсии идет общий термин отработки, страховой стаж и количество накопленных пенсионных баллов за весь трудоспособный период гражданина. Далее были установлены строгие критерии, которым должен был соответствовать практически каждый житель РФ.
Ожидаемые изменения
Пенсионная реформа продолжает дальше неустанно меняться по заданной программе. Примерно к 2025 – 2028 году, чтобы потребитель смог претендовать на страховую пенсию по старости, потребуется соответствовать ряду таких параметров:
- Возрастные рамки для выхода на пенсию. Женщины в будущем смогут выходить на пенсию с 60 лет, а мужчины с 65. Исключения для досрочного назначения пенсии – наличие очень большого стажа отработки, инвалидность, многодетные матери и лица, ухаживающие за другими, нетрудоспособными гражданами. Критерии для начисления социальной (минимальной пенсии) – с 65 и 70 лет, в соответствии для женщин, мужчин.
- Накопленной количество ИПК. Пенсионный балл коррелирует напрямую с суммой ежемесячного страхового взноса от работодателя. Чем выше заработная плата у потребителя, тем больше будет взнос, а это означает, что баллов будет накапливаться больше. В будущем нижняя грань по критериям назначения страховых пенсионных выплат составит 30 баллов. За год можно накопить не более 10 баллов. За каждый балл начисляют эквивалент в рублях, который имеет тенденцию к ежегодному увеличению в рамках растущей инфляции в стране.
- Страховой стаж непрерывного периода внесения страховых взносов. Скоро этот показатель поднимется до 15 лет.
- Общий термин выработки. Критерии составят: 20 и 25 лет для женщин, мужчин по соответствию. Исключения – многодетные матери и прочие льготные категории физических лиц, для которых граничный термин отработки будет ниже.
Также имеет значение возраст выхода на пенсию. Чем позже пенсионер уволится с работы в связи выходом на пенсию, тем больше будет коэффициент повышения выплат за отработанный стаж, с учетом имеющегося возраста. Также могут причислять надбавки за выслуженный стаж и регион проживания (пример – жители Крайнего Севера и приравненных к нему территорий будут получать больше, чем потребители, живущие в районах без регионального коэффициентного повышения). Плюс ко всем надбавкам по страховой пенсии обязательно причисляется фиксированная выплата, размер которой ежегодно устанавливается на государственном уровне.
Мнение редакции
Хоть пенсионное развитие в России длилось всего несколько столетий, но оно имеет насыщенную историю событий. На сегодняшний день пенсионное обеспечение для граждан РФ в рамках установленных реформ продолжает развиваться. Если потребитель соответствует всем установленным критериям для назначения страховой пенсии, то он ее обязательно получит через ПФР.