Наличие интереса к вопросу пола и половых различий наблюдается в течении различных периодов жизни человека.
Это можно связать с развитием гендерного (от англ. gender – социальный или социокультурный пол) направления гуманитарных наук, объектом исследования которых, так или иначе, является человек. Обычно под понятием «гендер» понимают социальнобиологическую характеристику, посредством которой можно определить понятие «мужчина» и «женщина». Понятие гендера, в отличие от понятия секс, несет в себе не биологические половые особенности, а социальные.
Изучая отличия между полами часто рассматривают четыре составляющих: психо(социо)сексуальные ориентации и половые идеалы, биологический пол, половую идентичность, половые роли.
Почти все аспекты жизни зависят от гендера — идее, основанной на том, что мужчины и женщины различны. Гендер, в отличие от природной половой принадлежности, конструируется обществом и выстраивает нашу жизнь вдоль приемлемого для мальчиков и девочек вектора. Эта идея определяет, как одеваться, выглядеть, говорить и как себя вести.
Гендер — это различия, построенные на идее того, что люди отличаются по полу. Эта идея неизменна, она объясняет, почему нужно что-то делать так, а не иначе. В отличие от природного пола, пол социальный — это непрерывно меняющийся процесс.
Фундаментальными остаются два момента: различие и неравенство. По мере исторического прогресса всё меньше моментов определяются природным полом. Гендерные различия всегда оправдываются отсылками к биологической определенности, но что конкретно биологически определено — меняется в ходе истории.
В современных реалиях с каждым годом вопрос гендера и половой идентификации становится всё более и более актуальным. В социальной действительности человек может проявлять себя уже не просто как «мужчина» или «женщина», а как средний пол, «недопол» и так далее. Одна из глобальных социальных сетей Facebook даже предоставляет своим пользователям возможность использовать более 50 вариантов гендерной идентичности.
Сейчас многие ученые и специалисты чаще используют слово гендер и стараются уйти от понятия пол. Это продиктовано смысловой нагрузкой обоих понятий. Гендер подразумевает социальную обусловленность человека, в то время как пол – это биологическая характеристика.
Рассмотрим эти два понятия более подробно.
Если же более подробно подойти к вопросу различия этих двух терминов, то получим следующие значения: Пол — совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины; гендер – спектр характеристик, относящихся к фемининности и маскулинности или социальный пол, определяющий особенности поведения человека.
Новым в 21 веке становится интернет пространство или кибер реальность, в которой любой человек способен сокрыть свою настоящую личность и отыгрывать любой гендер. Автор О.В. Соколова утверждает, что создание таких виртуальных тел ведет к стиранию отличий индивидов и превращению их в «нулевую» идентичность без пола.
Осознание и понимание ребенком своего пола является частью общего процесса его когнитивного развития и следствием усвоения когнитивных структур, что дает возможность понять формирование половой идентичности ребенка как процесса, происходящего спонтанно. Недостатком когнитивной теории является то, что она не затрагивает полоролевое поведение и не учитывает тот факт, что половая идентичность складывается у личности позже, чем обнаруживаются половые различия у детей.
Исчерпанность понятия половой определённости при явной неполноте раскрытия самоидентификации людей по полу мы прибегаем к термину гендерная идентичность, которая определяется как самоопределение с позиции принадлежности к женской или мужской группе, возникающее в процессе идентифицирования себя с культурой одной из них. Большая часть гендерных отличий между людьми действительно зависит от культуры страны и от особенностей процесса социализации, нежели от врождённых половых признаков.
Известный американский социолог Ирвин Гоффман утверждает, что существует процесс определения гендера через проявление «мужского» или «женского» в рамках межличностной коммуникации, которую он назвал гендерным дисплеем. Его последователи утверждают о несводимости проявления гендера к исполняемым половым ролям, что означает невозможность изменения гендерной идентичности.
Ирвин Гоффман в книге «Гендерная реклама» (1976) объясняет, как женственность и мужественность выражаются в западных медиаплощадках. Автор анализирует около 500 разнообразных фотореклам и, разбирая различные позы, положение тела, одежды и т. д., он отыскивает острые контрасты между тем, как представляют мужчин и женщин. Женщин представляют в рекламе более мягкими, уязвимыми, хрупкими, беззащитными, мечтательными, похожими на детей и покорными. Мужчины наоборот имеют отважный, уверенный, иногда даже пугающий вид. Они готовы ко всему, что может им встретиться. Мужчин и женщин, по мнению Гоффмана, представляют относительно друг друга. В противоположность женщинам представляются мужчины.
По мнению автора, эти особенности не имеют ничего общего с биологией или природными особенностями, а связаны с тем, как современная культура определяет женское и мужское. Чтобы найти этому подтверждение, скажем, что гомосексуальные мужчины чаще представляются в тех же позах, что и женщины, что говорит нам о том, что это связано не столько с мужским телосложением, сколько с культурными представлениями о женственности и мужественности. Он также говорит нам, что изображения женщин и гомосексуальных мужчин в рекламе направлены на одну и ту же аудиторию: мужчин. Затем автор вводит понятие «ритуализацией подчинения», которое обозначает женское начало подчиненным по отношению к тому, что определяется как мужское.
В своем труде Гоффман описывает несколько тенденций и шаблонов изображения женственности (и мужественности), а также сообщения, которые адресуются зрителям. Точка зрения автора заключается в том, что одежда и позы моделей мужского и женского пола продиктованы не биологическим, естественными причинами, а представлениями о них социума.
В 21 веке развились тенденции унисекса и метеросексуальности, гендерные стереотипы при этом не соотносятся с конкретным биологическим полом. Некоторые социальные психологи сходятся во мнении, что отличия между гендерами следует искать не в биологической составляющей человека, а в его социальной природе, в тех нормах, которые предписывают нам определённый шаблон поведения и аттитюды. Эти нормы могут внедряться в разум путём чтения, просмотра телевидения, процессов коммуникации.
В современном мире мы часто сталкиваемся с проявлениями шаблонного мышления относительно гендеров. Это связанно с системой социальных норм, которые окружают нас каждый день. Они предопределяют должное поведение человека в рамках социальных ролей.
Например, Шон Бёрн в работе «Гендерная психология» определяет две главные причины, которые вынуждают нас покоряться гендерным ожиданиям, - правовое и информационное давление.
Мартин и Халверсон предположили, что дети разделяют людей с точки зрения их отношения к группе. То есть, детей не интересуют представители другого пола, они склонны копировать действия, которые характерны для их гендера.
В настоящее время гендерная граница размывается. Западные тенденции постепенно начинают выходить на новый уровень. В учебных заведениях преподают уроки полового воспитания, где с учащимися обсуждают половую идентичность. Рассматриваются проблемы однополых пар, вопросы толерантности. Проблема объединения людей в однополые союзы, становится для ребенка нормальным положением дел.
По утверждению Джудит Батлер связь половых особенностей человека и гендера отсутствует.
Автор предлагает рассматривать гендер не как данность, а как способ выражения себя. Это может отражаться в манерах, внешнем виде, одежде. Например, одевая младенцев в розовый или синий цвет, можно определить их гендерную принадлежность. Раньше это было так, но сейчас все меняется, мужчины и мальчики также носят розовый цвет, ухаживают за собой, в данный момнт это перестает быть стереотипом, так как может привести к гендерной дискриминации. Женские костюмы также становятся похожими на мужские. Такая тенденция больше характерна и для западной культуры и для России.
Размытие норм и чёткой грани между исконно мужскими и исконно женскими типами одежды и модой ведет к возникновению девиантности. Это процесс был запущен в прошлом веке, когда женщины стали бороться за свои права. В моде для мужчин традиционно преобладают нормы агрессивности и уверенности в себе, выраженные в частых сочетаниях кожи и металла, подборе одежды оверсайз, массивных украшениях. Фемининность определяется чувственностью и эмоциональностью, которые подчеркиваются декольте, посадкой по фигуре, элементами с кружевами, украшениями.
Понятие «унисекс» всё чаще используется в мире моды. Это связано с переходным периодом, в котором находится культура и переоценкой ценностей.
Унисекс можно назвать пробной формой, так как он пропагандирует отказ от штампов маскулинности и фемининности из-за ряда их негативных качеств. Главными направлениями моды, связанными на гендерной асимметрии, являются: репрезентация маскулинного (милитари, брутализм, этника), фемининного (гламур, «нью лук» и т.д.) и гендерно нейтральные тенденции (кэжуал, футуризм). В физической реальности молодёжь склонна к экспериментам с гендерными идентичностями, имеющими «внегендерное значение», что четко отражается в последних модных тенденциях к унисексу, нормкору, в рамках которых не существует деления одежды по половому признаку.
В современном мире социальные взаимоотношения развиваются также стремительно, как и технологии. Если раньше гендер определялся только биологически и был равен полу, то сейчас существует по некоторые расхождения.
Как определила в своей работе Дж. Батлер гендерная идентификация формируется из нескольких факторов (перформантов). Гофман утверждал, что все люди имеют природные фемининные и маскулинные характеристики, что часто подтверждается на модных показах последних 3-4 лет.
Ш. Берн подчеркивает, что в общественном сознании существует ряд мифов, определяющих понимание половых ролей: «гендерные различия велики»; «гендерные различия являются фундаментальными биологическими различиями»; «биологические различия способствуют лучшему приспособлению мужчин и женщин к выполнению социальных ролей»; «гендеры отличаются, но равноправны»; «традиционные гендерные роли удовлетворяют потребностям общества».
Можно предположить, что в ближайшее время стереотипы, безусловно, не перестанут использоваться по отношению к людям, однако именно мода обличает изменения старых тенденций, она наиболее гибкая и чуткая к новым факторам, открытая к экспериментам.
Гендерные стереотипы всегда существовали, это определено социумом, общественными ролями, структурой. В современном мире устраняются границы, не только геополитические, экономические, но и гендерные, происходит гендерная унификация. Одежда отражает внутреннее состояние человека, но не определяет его пол.
Учитывая вышеизложенное важно обратить внимание на высказывание Девида Майерса: «Хотя действительные различия между полами малы, стереотипы в отношении этих различий иногда очень сильны».