Они звонят людям от имени сотрудников портала, чтобы обманом получить данные документов или банковской карты.
Когда россияне перестали доверять звонкам из банков, от имени которых звонят мошенники, те переключились на государственные структуры. Оказалось, многие склонны доверять звонящему, если тот представляется сотрудником Госуслуг. В результате злоумышленники сформировали несколько схем, которые помогают им обогащаться за счет пользователей этого портала.
«Ваш аккаунт взломали»
На Госуслугах хранятся данные важных личных документов, и сообщение о взломе аккаунта действительно настораживает.
Мошенник звонит пользователю и представляется сотрудником службы безопасности Госуслуг. Он сообщает, что аккаунт человека взломали или что там обнаружена подозрительная активность. Затем предлагает пользователю сменить пароль аккаунта и просит назвать код подтверждения для сброса пароля, который приходит пользователю в SMS. Находящаяся в замешательстве жертва выдает злоумышленнику код, и тот получает полный доступ к ее аккаунту. Теперь в его распоряжении документы, на которые можно оформить микрозаймы. Эти данные также можно продать в даркнете, и ими воспользуются другие злоумышленники.
«Вам положена выплата от государства»
В этой схеме у жертвы выманивают данные банковской карты. Мошенник также звонит и представляется сотрудником портала. Он сообщает о том, что жертве якобы положена социальная выплата: для этого специально обзванивают пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи и людей из других категорий, которым положены выплаты. Злоумышленник предлагает человеку привести ему деньги от государства прямо сейчас, для чего запрашивает данные банковской карты, включая код на обратной стороне. Если жертва выдает эти данные, мошенник буквально получает ее карточку, которой может расплачиваться в интернете.
Получение QR-кода
У многих были проблемы с получением QR-кода на портале Госуслуг, и мошенники воспользованись этим. Они начали обзванивать пользователей и предлагать им привязать QR-код к учетной записи на Госуслугах. Для этого просят называть им код из пришедшего SMS. Получив код, мошенник может сменить пароль на аккаунте жертвы и воспользоваться ее документами: продать их или оформить на них микрозаймы.
Правила безопасности
- Помните, что Госуслуги не звонят пользователям;
- Никогда ни при каких условиях не называйте посторонним коды подтверждения из SMS или дополнительные данные своей карточки;
- Подключите в настройках доступа на Госуслугах двухфакторную аутентификацию;
- Если получаете звонок из Госуслуг, смело прекращайте разговор и при необходимости перезванивайте или пишите в техподдержку портала сами. Данные о положенных выплатах вы можете также проверить на сайте самостоятельно.