Рассказал мастер.
Директор оренбургской компании, которая в том числе занимается ремонтом техники, Александр Тюрин рассказал «Т —Ж», на что обращать внимание при выборе мастера и как не переплатить за ремонт.
Первое, что нужно сделать, если сломалось устройство, — найти документы и проверить, действует ли еще гарантия. Если действует — звоните в сервисный центр. Но бывают негарантийные случаи. Без гарантии технику тоже можно отремонтировать в официальных сервисных центрах, но обычно это дорого, поэтому люди ищут мастеров в интернете или по знакомым.
Как мастера-мошенники обманывают клиентов
Ставят дешевые детали вместо оригинальных. Часто после этого техника снова ломается.
Полностью разбирают сломанную технику. Особенно если это сложная техника — например, телевизор или стиральная машина. Мастер приезжает к клиенту и полностью разбирает устройство, объясняя, что это необходимо для установки причины поломки. После этого он называет стоимость ремонта. Если клиент отказывается, мастер может сказать, что разбор устройства стоит 1500 рублей, и его придется оплатить в любом случае.
Обнаруживают дополнительные поломки и навязывают услуги. После изучения сломанной техники мастер может озвучить несколько проблем, которые, по его словам, обязательно нужно решать вместе — клиент проверить это вряд ли сможет. И вместо замены или ремонта одной детали мастер предлагает сразу три или четыре услуги, каждая из которых стоит денег + стоимость запчастей. Такой ремонт может вылиться в приличную сумму.
Подменяют мастера. Когда человек ищет мастера в интернете, он, как правило, обзванивает сразу несколько номеров, чтобы сравнить цены. Скорее всего, где-то он оставит заявку. В течение дня ему могут позвонить и сказать: «Вы оставляли у нас заявку на ремонт. Назовите, пожалуйста, свой адрес, чтобы мы проверили данные». Затем звонящий извиняется и говорит, что в назначенное ранее время мастер не сможет приехать, а сможет пораньше. Клиент соглашается.
Но получается вот что: позвонили клиенту мошенники, которых клиент «зацепил» в процессе своего поиска. Заявку он мог оставить в нормальной компании, а мошенники, действуя на удачу, просто перехватили заявку клиента, и вышлют к нему своего мастера-мошенника. В этом случае настоящий мастер может так и приехать в свое время, но мошенник уже приехал раньше него и что-то сделал.
Подменяют документы. Автор рассказывает, что его мастера, приезжая по заявке, сталкивались с гарантийным талоном от имени их фирмы. Название и адрес совпадали, но логотип отличался. То есть кто-то оказывал услуги ремонта, прикрываясь существующей компанией, но не имея к ней отношения.
Существуют школы таких мастеров, где их учат обманывать клиентов, говорит Александр. Один из его сотрудников сходил на разведку в такую школу и сфотографировал там методичку с правилами. В ней говорится, что мастерам (мошенникам) запрещается:
- говорить клиенту, что ремонт не требуется;
- озвучивать любые цены в течение первых 30-50 минут контакта с клиентом;
- говорить о стоимости услуг или показывать прайс, если клиент не спрашивает;
- ограничиваться оказанием только одной услуги и так далее.
Как найти хорошего мастера
Сначала нужно поискать мастера у знакомых или в чате дома. Если это не помогло, придется идти на «Юлу», «Авито» или «Яндекс.Услуги», где вместе с нормальными мастерами обитают и мошенники.
Первые объявления на страницах подобных площадок можно проматывать, говорит Александр. Чтобы держаться в топе, нужно платить сервису, а это недешево. Мошенники зарабатывают больше честных мастеров и им проще вкладываться в рекламу.
Убедитесь, что зашли на подлинный сайт. Мошенники создают сайты-дублеры, которые не наметанный глаз может не распознать. Например, вместо avito в доменном имени прописано avit0 — с нулем. Также на сайте могут быть ошибки и опечатки в текстах, «съехавшие» или низкого качества изображения — крупные компании такого себе не позволяют.
Проверьте подлинность сайта на сервисе Google, вставив ссылку: этот сервис видит вредоносные сайты.
На сайте или страничке конторы по ремонту зайдите в раздел с юридической информацией — обычно она указывается в «Контактах». У любого предприятия есть основной государственный регистрационный номер (ОГРН/ОГРНИП), который содержит основную информацию о юридическом лице или ИП. По нему можно узнать, чем занимается организация. Сделать это можно на сайте ФНС России.
Проверьте адрес и телефон конторы. Может быть так, что указанного адреса не существует, или по указанному адресу нет такой организации (это можно посмотреть в 2ГИС или Яндекс.Картах). Проверьте номер: он должен как минимум соответствовать региону, а также должен «гуглиться» — определяться, как принадлежащий той ремонтной конторе. Если в контактах указан только мобильный номер — это подозрительно.
Если попали на страничку частного мастера, проверьте дату регистрации его страницы и отзывы. Если мастер действительно работает и давно — отзывы будут. Если профиль создан недавно и отзывов нет или мало — это подозрительно.
Также проверьте, нет ли у этого мастера страниц сразу для разных городов. Например, есть объявления некоего «частного мастера Андрея», который работает сразу и в Брянске, и в Волгограде, и в Калуге, и в Астрахани. Таких полно, это мошенники.
Чему не стоит доверять
Отзывам. С одной стороны, наличие адекватных отзывов может говорить о том, что мастер настоящий. Но отзывы могут быть фальшивыми. Особенно не нужно ориентироваться на отзывы, оставленные на сайте компании — плохих отзывов там не держат. Лучше изучать отзывы на разных площадках.
Рейтинг. В некоторых местах рейтинг формируется автоматически на основе отзывов, поэтому накрутить положительный рейтинг мошеннику не так уж сложно.
Фотографии мастера. Во-первых, фото мастера может быть чужой фотографией из интернета, поэтому стоит произвести поиск по картинке. Во-вторых, кто угодно может сфотографироваться в рабочей одежде с инструментом в руках.
Фирма или частный мастер?
Частного мастера найти сложнее, отмечает Александр, — частники зарабатывают не так много, чтобы вкладываться в рекламу и держаться в топе на площадках. Найти фирму проще. Но ее надо проверить. К тому же в фирме могут подсказать мастера, который лучше подойдет для вашей ситуации. А если ваш мастер окажется на больничном или уволится, вы сможете обратиться по гарантии к другому мастеру той же фирмы. Плюс фирмы закупают запчасти оптом, а частные мастера — в розницу, и у последних детали могут стоить дороже.
Вы позвонили мастеру: что спрашивать первым делом
Нужно сразу получить как можно больше информации.
- Адрес конторы, даже если он указан в объявлении — это для проверки;
- Стоимость ремонта. Мошенники не называют цену сразу, говорят, что сначала нужна диагностика. Если мастер увиливает от вопроса о цене услуги, это с большой вероятностью развод;
- Как давно работает данная организация или конкретный мастер;
- Как зовут мастера, есть ли гарантия на его работу, сколько она действует.
Александр отмечет, что на этапе телефонного звонка ответы на последние два вопроса могут вам ничего не сказать, поэтому задайте их еще раз, когда мастер приедет. Если он «поплывет» и будет выдавать неточную информацию, это подозрительно.
Мастер пришел к вам: на что обратить внимание
- Это должен быть тот же человек, кто изображен на фото в объявлении;
- Его имя, название его мастерской и ее адрес должны совпадать с тем, что вам сообщили при звонке;
- У него должен быть чемодан с инструментом. Однако огромное количество инструментов и запчастей с собой выглядит подозрительно, говорит автор, как и их отсутствие;
- У мастера должен быть прайс, в котором указана та же цена, какую вам озвучили при оформлении заявки.
Автор советует «погуглить» свою поломку перед приездом мастера, чтобы хотя бы в общих чертах понимать, в чем может быть дело. Спросите мастера, в чем, по его мнению, причина поломки. Будет странно, если он, к примеру, сразу начнет полностью разбирать машинку, которая перестала сливать воду. Обычно мастера в таком случае первым делом проверяют сливной фильтр и насос.
Если мастер предлагает замену детали, проверьте в интернете, сколько она может стоить. Проверьте стоимость оригинальной детали и китайского аналога.
Внимательно изучите все, что мастер дает вам на подписание. Если в квитанции не указана точная итоговая сумма — не подписывайте ее, поскольку мошенник может проставить сумму после подписи.
При оплате и предоплате вам должны выдать чек. А если технику забирают в мастерскую, должен быть составлен акт.
Если технику нужно везти в мастерскую
Стоит заранее побывать в этой мастерской и оценить обстановку, советует Александр.
Если вам обещают сделать ремонт уже к завтрашнему дню — это подозрительно, потому что в хороших сервисных центрах всегда есть очередь.
Когда забираете отремонтированную технику, ее обязательно нужно проверить. Бывает так, что клиенту отдают вещь без ремонта.
Что делать, если вас развели
Не паниковать и пригрозить полицией. Если, например, мастер разобрал вашу технику и требует денег.
Если мастер обманул вас и скрылся, можно подать заявление в МВД (теперь это делается в электронном виде). Приложите к заявлению чек, расписку или выписку из банка об оплате услуги. Лучше, если найдете других пострадавших и подадите коллективную жалобу.
Резюме
- Первым делом в случае поломки проверьте гарантию;
- Сначала ищите фирму или мастера по знакомым;
- В интернете ищите мастера предельно внимательно, проверяйте все данные;
- Во время первого звонка узнайте цену, имя мастера;
- Почитайте о вашей поломке в интернете, чтобы вам было сложнее навязать лишние услуги;
- Не отдавайте технику в сервисный центр без акта и не подписывайте квитанции без проставленной суммы;
- Просите чек или расписку у мастера, когда тот выполнил работу.