Пользовательница рассказала, как вопреки здравому смыслу попалась на откровенный «развод».
Байки о том, как мошенники под видом полиции и службы безопасности банка дурят людей, ходят уже не первый год. В Сети можно найти множество записей разговоров людей с мошенниками. Удивительно, но даже знающие люди попадаются на разводы, о которых уже слышали. Читательница «Т —Ж» рассказала свою историю и объяснила, почему все-таки поверила аферистам.
Первый звонок: служба безопасности Сбера
Ольга живет в Ленобласти с мужем и маленьким ребенком. В начале 2021 года январским вечером ей позвонили с неизвестного московского номера. Человек представился сотрудником службы безопасности Сбера. Он сказал, что по карте Ольги обнаружена подозрительная активность, поэтому деньги нужно срочно спасать. Ольга уточнила, что у нее две карты — Сбера и Тинькофф-банка. Мошенник объяснил ей, что это неважно — деньги всех банков привязаны к одному счету и преступник сможет добраться до них даже через одну карту. При этом на карте Сбера у Ольги было совсем мало средств, а на второй карточке лежали 88 тысяч. Потерять их было страшно, поэтому женщина напряглась.
Аферист сказал Ольге, что спасти средства можно, направив заявку полиции. Тогда правоохранители создадут ячейку для средств Ольги и будут их охранять. При этом если речь идет о спасении суммы до 50 тысяч, заявку рассмотрят в течение дня, а если сумма больше — то немедленно. Пока что он не просил Ольгу переводить куда-то деньги. Он только попросил ее назвать полный номер ее сберовской карты, чтобы убедиться, что женщина является клиентом банка. Это само по себе звучит абсурдно, но мошенник говорил серьезно и убедительно, отмечает автор истории. Она назвала ему номер карты и прошла «верификацию». Ольге сказали дожидаться звонка из полиции. На этом первый «актер» свое дело закончил.
Почему Ольга продолжила это разговор, что ее держало? Автор говорит, что чувствовала подвох с самого начала, звонивший ее раздражал. Она пробивала его номер в интернете, но ничего не нашла. Один раз она даже бросила трубку! Но аферист перезвонил ей с нового номера и убедил, что ситуация «очень серьезная», поэтому ей лучше не сбрасывать звонки.
Иногда мошенник нес несуразицу и допускал логические ошибки. Ольга понимала, что человек обманывает ее насчет «единого счета», к которому привязаны все ее средства в разных банках, но когда возражала, человек умудрялся переубеждать ее.
Также Ольга понимала, что сотрудники банка не будут просить номера карты у своего клиента — они и так знают, что это их клиент. Наконец, было очевидно, что заявление в полицию не подают по телефону и тем более через сотрудника банка. Автор видела отсутствие логики и здравого смысла в разговоре, но все равно говорила с мошенником.
Второй звонок: начальница службы безопасности Тинькофф-банка
Женщина представилась Викторией, назвала свою фамилию, сказала, что ее банк в курсе происходящего, и тоже попросила Ольгу дождаться звонка из полиции. Автор отмечает, что эту Викторию было очень плохо слышно.
Третий звонок: УМВД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга
Мужчина представился сотрудником УМВД. Чтобы вызвать доверие, он предложил Ольге погуглить номер, с которого он звонит. Это был номер приемной начальника отделения, все сошлось. Конечно, этот номер был подменный, такое несложно устроить.
Полицейский в очередной раз рассказал Ольге страшную историю о возможной потере денег и заявил, что женщина должна сотрудничать с ранее звонившей Викторией из Тинькофф-банка. Мол, ей можно полностью доверять, она поможет составить заявление в полицию.
При этом полицейский убедил Ольгу в том, что она обязана не разглашать разговоры с ним и сотрудниками банков. Он назвал какую-то статью УК РФ, которая запрещает разглашать тайны следствия. Какая именно статья — Ольга не помнит. Затем полицейский сказал, что сейчас включит диктофон — ему надо, чтобы Ольга проговорила свое согласие молчать. «Я, такая-то такая-то, обязуюсь не посвящать в дело третьих лиц и понимаю ответственность и последствия за разглашения тайны следствия».
В этот момент Ольге стало не по себе. Ее муж был дома — спал в этот момент с высокой температурой. Она хотела разбудить его и рассказать, что происходит. Но тот факт, что полицейский записал ее обещание на диктофон, пугал ее. А вдруг могут наказать?
У полицейского была своя задача: убедить жертву в серьезности происходящего, припугнуть законами, обязать сотрудничать с начальницей безопасности банка и молчать.
Четвертый звонок: снова Виктория из Тинькофф-банка
Теперь ее было слышно лучше, отмечает автор. За ней был финальный шаг: склонить жертву к переводу средств. Она торопила Ольгу скорее положить деньги на «безопасную» ячейку, потому что мошенники «в любой момент могут списать все ее средства».
Ольга сказала, что лучше переведет деньги на карту мужа. Но Виктория не сдавалась: мол, мошенник тут же получит и его данные, и все равно спишет деньги. Тут Ольга вспомнила слова полицейского о том, что Виктории нужно доверять.
Так Ольга решила пойти к банкомату, чтобы спасти свои 88 тысяч. Виктория попросила ее всю дорогу оставаться на связи — в целях безопасности. На самом деле для того, чтобы занять линию, чтобы никто не смог дозвониться до Ольги и вразумить ее. Ольга 40 минут шла до банкомата, держа на связи Викторию. Перед выходом она успела разбудить мужа, чтобы тот присмотрел за сыном, но ничего не успела ему объяснить. А муж звонил Ольге, пытался понять, куда это она побежала вечером.
Финал: перевод средств
Когда Ольга дошла до банкомата, Виктория проинструктировала ее. Надо было снять 85 тысяч (почему-то не 88) и перевести их на банковскую ячейку. Которая на самом деле была обычной банковской картой. Ольга сняла наличными 85 тысяч. И в этот момент поняла, что ее деньги уже спасены — вот они, у нее в руках, мошенники больше не смогут их снять. Тогда Виктория стала убеждать ее в том, что эти деньги на самом деле принадлежат банку, что если Ольга оставит их себе, это будет хищение средств, нарушение закона. В конце концов, она заявила, что сама действует по инструкции УМВД, и если деньги не перевести, накажут их обоих. Это было похоже на полнейший бред. Но психологическая атака сделала свое дело. Ольга подчинилась. Выбрала в банкомате опцию «Перевод», ввела продиктованный номер ячейки (карты), которая принадлежала банку «Уралсиб», внесла деньги и нажала «Отправить». Виктория пообещала женщине прислать в WhatsApp документ о переводе «спасенных» средств, после чего поблагодарила жертву и пожелала всего хорошего.
Паника
После завершения всех операций и переговоров Ольгу охватила паника. Она поняла, что только что подарила мошенникам все свои деньги. Она сразу написала обращения во все три банка — Сбер, Тинькофф, Уралсиб, — объяснила свою ситуацию. Но везде ей сказали, что это были мошенники и надо обращаться в полицию.
Вернувшись домой, Ольга рассказала историю мужу. Тот сразу позвонил в районное отделение полиции. Утром к семье зашел оперуполномоченный. Он выслушал историю Ольги, местами не сдерживая смешки, и заявил, что вернуть деньги почти нереально, потому что украденные средства переводят либо за границу, либо на криптокошельки.
Через 2,5 месяца Ольгу вызвали в полицию повторно дать показания. Следователь серьезнее воспринял ее ситуацию и сказал, что шанс вернуть средства есть, но небольшой. С тех пор новостей по делу Ольга больше не получала.
Разговор с мошенником
Той же ночью, когда Ольга перевела деньги мошенникам, она попробовала связаться с ними. Все номера, с которых ей звонили разные люди (кстати, на «обработку» женщины им потребовалось 2 часа) были недоступны. Работал только номер, с которого ей в WhatsApp прислали «липовый» документ о переводе средств.
С этого номера мошенник решил откровенно поболтать с Ольгой. Он представился Сергеем, сказал, что ему 20 лет, и что таким образом ему удается неплохо зарабатывать. Он признался, что эффективнее всего «разводить» пенсионеров — у них есть накопления, и они больше всех боятся потерять деньги. Мошенник также саркастично посоветовал Ольге в следующий раз не тянуть время и быстрее переводить деньги, потому что он и его команда устали с ней возиться.
Выводы
Ольга много вынесла из этой истории. Она поняла, что мошенники охотятся не только на каких-то далеких и жадных пенсионеров, но вполне могут добраться до молодых и осведомленных о мошенничестве людей.
Не все люди честные, не все желают творить добро — это тоже Ольга усвоила.
Мы сами помогаем мошенникам нас ограбить. До звонка Ольге у них было минимум информации. Но из разговора с ней они выяснили, сколько у нее денег, какими банками она пользуется, ее полное имя и другие данные.
В непонятной ситуации нужно советоваться с близкими. Ольга поспешила в банкомат и решила не рассказывать мужу подробности. После этого мошенники предусмотрительно держали ее на связи, чтобы жертву никто не переубедил. Кто знает, что мог бы сделать муж, узнав о происходящем. Возможно, он бы нашел способ догнать и вразумить жену.