Один из популярных сейчас методов развода.
Еще не так давно многие абоненты жаловались на странные звонки «из банка». Звонящий представлялся сотрудником одного из известных банков и говорил о подозрительных действиях со счетом клиента — то ли на его имя берут кредит, то ли его средства пытаются похитить. Однако со временем люди поняли, что реальные сотрудники банков клиентам звонят крайне редко, а уловки мошенников стали избитыми и неинтересными.
Тогда к разводу подключились «сотрудники правоохранительных органов». Звонки от них более настораживающие, звучат эти мошенники более убедительно. Однако через эту схему прошли уже многие абоненты, поэтому сюжет ее известен. Цель здесь классическая: «спасти» деньги человека от неведомой опасности путем перевода на какой-то «безопасный» счет — он, конечно, принадлежит мошенникам. Как все происходит:
Акт №1: звонок из правоохранительных органов
Мошенник сурово и отчетливо представляется сотрудником МВД, ФСБ, следователем и так далее и заявляет, что ваши деньги в опасности. Мол, идет расследование мошеннических действий со счетами банковских клиентов, в деле замешан и ваш счет. Вы должны помочь этому сотруднику выявить преступника, а он поможет вам спасти ваши деньги. Для большей убедительности и авторитетности звонящий может прислать вам удостоверение личности сотрудника правоохранительных органов. Его легко подделать, используя настоящие данные сотрудников полиции. На этом моменте может показаться, что дело серьезное и звонок действительно важный.
Заботливый «правоохранитель» подчеркивает, что не потребует у вас никаких данных — он не имеет на это права. При этом он может назвать вас вашим реальным именем, назвать ваш адрес регистрации и номер счета. Жертве покажется, что раз у человека есть такая информация, то он действительно из полиции. На самом деле завладеть вашими данными несложно — они покупаются и продаются.
Также звонящий «следователь» или «сотрудник полиции» может сыпать названиями и номерами статей, законов, приказов. Он может назвать статью, по которой вы якобы обязаны сотрудничать с полицией и банком, не разглашать содержание текущего разговора, иначе сами вляпаетесь. Обычный человек вряд ли во всем этом разбирается, поэтому верит на слово.
Что касается номера, с которого звонит «правоохранитель», на него можно даже не ориентироваться. Мошеннические номера могут полностью совпадать с официальными номерами организаций — номер можно подменить на какой угодно с помощью специальных программ.
Задача «правоохранителя» в этом методе развода — вызвать у человека серьезное отношение к происходящему, напугать, а также вызвать доверие. Затем в игру включается «сотрудник банка».
«Правоохранитель», поскольку он не может работать с вашими финансами и требовать ваши данные, предупреждает вас, что скоро позвонит сотрудник из службы безопасности банка. Иногда это не просто банк, а Центробанк, который, к слову, не работает с физическими лицами. Но ситуация «настолько серьезная», что и до ЦБ дошла.
Акт №2: звонок из банка
У жертвы создается ощущение, будто с ней общаются из двух различных организаций. На деле же мошенники могут сидеть за одним столом и попивать чай, «обрабатывая» запуганного абонента.
Сотрудник банка, как правило, звучит мягче «правоохранителя» и старается вызвать еще больше доверия. Если «правоохранитель» выудил из вас название вашего банка, то звонящий представится сотрудником именно этого банка. В других случаях мошенникам просто везет, потому что популярных банков в стране немного.
На этом этапе звонящий постарается убедить вас перевести деньги на другой, безопасный, счет. При этом он отмечает, что класть трубку вам нельзя — иначе «все сорвется», ваши денежки тут же утекут со счета и вернуть их будет невозможно.
Что говорит «сотрудник банка»:
- «Злоумышленники узнали ваши данные, поэтому нужно срочно сделать перевод, иначе средства похитят»;
- «Прямо сейчас с вашей карты пытаются списать деньги. Действовать надо быстро, мы вам поможем»;
- «Вашу карту только что заблокировали. Нужно срочно выводить деньги, иначе они тоже заблокируются»;
- «На ваше имя взяли кредит. Не кладите трубку, мы поможем вам его отметить, пока не поздно».
Как видно, это психологическая атака, исход которой полностью зависит от состояния «жертвы». Тревожный боязливый человек может поверить в этот абсурд и собственноручно перевести деньги негодяям через приложение банка.
Как защититься от телефонных мошенников
Какие бы слова ни подбирали мошенники, цель у всех них одна, поэтому действуют они более-менее одинаково. Чтобы заполучить ваши деньги, им нужно вызвать у вас панику. Поэтому первое, что нужно сделать при такой атаке — взять паузу, успокоиться и собраться с мыслями. Для этого можно мысленно сосчитать до 10, просто помолчать. Если сомнение не позволяет вам повесить трубку, просто не торопитесь отвечать мошеннику и задавать ему вопросы.
Обратите внимание, торопят ли вас. Мошенники стремятся навести панику, говорят, что действовать надо «срочно», «немедленно». Если такое происходит — точно можно вешать трубку. Даже если вам сказали, что трубку вешать «ни в коем случае нельзя, иначе случится непоправимое».
Не пытайтесь ничего уточнять у звонящих. У них может быть любая информация о вас, это может внушить вам ложное доверие. Они знают, как вас убедить, поэтому лучше не рисковать.
Не выдавайте свои персональные данные. В наше время это уже закон, а не просто совет. Если у вас просят назвать какой-то код, номер, срок действия карты, размер суммы на счете — это точно мошенники, сразу кладите трубку.
После подозрительного звонка позвоните в банк. Наберите номер вручную, удостоверьтесь, что это официальный номер банка. Уточните у сотрудника, все ли в порядке с вашим счетом. Скорее всего, с ним все будет в порядке.