Для тех, кто публикует объявления на платформе.
Доски с объявлениями — удобное для мошенников место для «развода». Пострадать могут и покупатели, и продавцы. Первым не высылают товар или высылают, но ненадлежащего качества. Обман вторых строится по разным схемам, одна из них — доставка.
Как продавцов на «Авито» разводят через доставку
Екатерина выставила на продажу детскую кроватку. Через некоторое время ей пришло сообщение от потенциальной покупательницы. Та заявила, что ей нравится товар, дополнительных вопросов задавать не стала и согласилась купить кроватку.
Затем покупательница перевела общение с продавцом в WhatsApp. Она сказала, что живет в другом городе, но готова оплатить «Авито. Доставку». Екатерина еще не сталкивалась с доставкой, поэтому не знала, как работает этот сервис. Покупательница объяснила, что для этого ей нужно будет перейти по ссылке, заполнить одну форму, а затем отнести товар в офис сервиса для отправки посылок. Покупательница прислала Екатерине ссылку. Но по ней ничего не оказалось — Екатерина открыла ее, а система выдала ошибку. Тогда покупательница дала ей еще одну ссылку. Она снова не сработала, никакой формы там не было. А через несколько минут Екатерине пришло смс-уведомление: с ее счета списали 20 тысяч рублей. Она написала покупательнице, но та уже удалила все свои сообщения и заблокировала Екатерину. Девушка была в шоке. Украденные деньги были ее единственными средствами на ближайший месяц. Она написала заявление в полицию, но правоохранители не предпринимали никаких активных действий. Да и что можно было сделать: переписки с мошенницей в итоге нет.
Другая пользовательница, Анна, опытный продавец личных вещей на «Авито», говорит, что ни разу не попадалась на уловки мошенников, хотя сообщения от них получала. Все потому, что она никогда не соглашается на доставку и не переходит по ссылкам, которые ей присылают незнакомцы.
Что советует адвокат
Адвокат Сергей Уточкин отмечает, что уголовные дела по такому мошенничеству возбуждаются, но их расследование может длиться очень долго, поэтому до судов редко доходит. Зачастую мошенники действуют из-за границы, поэтому полиции до них трудно добраться.
Что можно сделать, если вас «развели»? Первым делом — обратиться в банк, лучше очно, подать заявление об отмене операции. Мошенники удаляют переписку в мессенджерах, поэтому делайте скриншоты переписки заранее, их также нужно предоставить банку. Затем уже можно обратиться в полицию — принявший ваше заявление сотрудник должен выдать вам талон с номером и датой регистрации вашего сообщения. А дальше остается только ждать.
Как обезопасить себя при работе с «Авито»
1. Выкладывая объявление, уберите галочки возле пунктов «Курьерская доставка» и «Авито доставка». Так вы сразу отсеете мошенников, которые действуют по этой схеме. Вообще не соглашайтесь на доставку.
2. Изучайте профиль покупателя, который вам написал. Если человек зарегистрировался несколько месяцев назад, но у него пустой профиль и он так ничего и не купил — это подозрительно. Лучше сразу его заблокировать. У нормальных пользователей профиль не пустой: там есть информация о покупках и продажах, отзывы.
3. Не переводите переписку в другие мессенджеры. Дело в том, что «Авито» блокирует подозрительные ссылки, которыми могут пользоваться мошенники. Поэтому последние и уводят своих жертв на сторонние мессенджеры. Плюс в них можно удалять переписку.
4. Вас должно насторожить, если покупатель согласен купить товар «не глядя». Если вы продаете то, что нужно примерить, о чем нужно порасспрашивать продавца, а покупатель в первых же сообщениях заявляет, что готов взять товар — с большой вероятностью это мошенник.