Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:08
Москва
15 мая ‘24, Среда

Екатерина Сойак: «В российском предпринимательстве наступает время коллабораций»

Опубликовано

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Екатерина Сойак: «В российском предпринимательстве наступает время коллабораций»

Екатерина Сойак - эксперт в области предпринимательства (в том числе малого и среднего предпринимательства), организатор международной выставки франшиз BUYBRAND и Генеральный директор компании EMTG, член Совета предпринимателей Москвы, издатель журнала «Франчайзинг в России» и портала BUYBRAND Inform, учредитель премии в области франчайзинга Golden Brand

Сегодняшняя экономическая ситуация для российских предпринимателей отличается быстрой сменой акцентов. Многие иностранные компании уходят, освободившиеся ниши занимают амбициозный и решительный российский бизнес, который не боятся делать шаг навстречу новым вызовам. О новой реальности и будущем российского франчайзинга, мы поговорили с Екатериной Сойак – основателем и руководителем портала BUYBRAND Inform и международной выставки BUYBRAND, которая в этом сентябре состоится в Москве уже юбилейный, 20-й раз.   

- Екатерина, вы стояли у истоков зарождения и видели «первые шаги» развития франчайзинга в России, поэтому вопрос именно к Вам – добился ли он, как бизнес-формат, такой же популярности в нашей стране, как  в мировой практике? И если да, то что этому способствовало?

Е.С: На мой взгляд поставить франчайзинг в синонимичный ряд со словом «модно» можно было в 2017-2018 годах, время пышного цветения разного рода стартапов, которые агрессивно захватывали рынок, а франчайзинг был удобной и оттестированной моделью для масштабирования. Уже в 2018-2020 годах франчайзинг стал активно мелькать в вокабуляре гос.органов, его выделили в отдельную статью дотирования и субсидирования бизнеса, официально признали надежным инструментом ведения бизнеса. В эти годы направление франчайзинга получило и свой официальный статус – его стали учитывать в ВВП российской экономики. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга в 2020 году эта доля составляла 2%. Франчайзинг сегодня – это скорее синоним слов «надежность» и «объединение». Что логично - чем сложнее время, тем выше потребность в консолидации, в том числе и в бизнесе.

Проводить параллели с мировыми практиками, где формат франчайзинга стал основой для капитализации, экспансии и быстрого завоевания доли международных рынков, я бы не стала. У нас он хоть и наращивает силы и сыграл серьезную роль в период принятия решений о пересмотре ведения бизнеса мировыми корпорациями, все-таки пока российский франчайзинг находится на стадии становления и проявится в полной мере в будущем.

- Екатерина, как обстоят дела во франчайзинге сейчас, в нелегком для российского предпринимательства 2022 году? Что констатируют сегодня отраслевые рейтинги, есть ли у российских франчайзеров в определенных отраслях позитивные тенденции для роста бизнеса или пока рано прогнозировать?   

Е.С: Вы правы, прогнозы сегодня – дело неблагодарное, но осторожно предположить можно. Сейчас очевидно, что в ближайшее время появится острая потребность в импортозамещении в fashion, случится определенный пересмотр рынка HoReCa в сторону перераспределения аудитории и снижения среднего чека. Также серьезные изменения претерпят торговые центры, которым предстоит закрывать площадки, освободившиеся после ухода международных брендов. Скорее всего, здесь фокус сместится с торговых точек в сторону развлечений, а это означает рост спроса на соответствующие франшизы. Эти изменения станут не просто вызовом для российского предпринимательства, но и «точкой роста».

Опираясь на рейтинг BUYBRAND, можно сказать, что франчайзинговый ретейл все больше склоняется к эконом-сегменту. При этом продовольственный наращивает долю СТМ, непродовольственный меняет состав поставщиков в сторону локальных производителей. Мы наблюдаем рост таких франшиз, как «Магазин постоянных распродаж», Fix Price, «Пятёрочка». При этом франчайзеры стремятся к максимальному упрощению входа для партнёров, вводя различные программы обучения и удаленного контроля, организуя тренинги. В общепите быстрее всего обороты набирают малые и мобильные форматы, особенно предполагающие полную или частичную автоматизацию. Это автокофейни, фуд-траки и небольшие dark-kitchen, работающие только на доставку.

Портрет участников нашего осеннего юбилейного проекта "Buybrand Expo" говорит о том, что франчайзеры рассчитывают на франчайзи с капиталом в диапазоне от 1,5 до 30 млн рублей. На рынок выходят молодые интересные концепции, готовые занять места, которые освобождаются из-за ухода иностранных брендов. Это не только привычный фастфуд, но и национальная кухня (грузинская, паназиатская), и стритфуд с северным и южным  колоритом. А также классика в виде бургеров, пиццы и шаурмы с новыми фишками и подачей. Франчайзеры понимают, что долго ниши пустовать не будут и оперативно стараются предложить партнёрам либо более выгодные условия, либо  новинки форматов и меню.

- Что Вы посоветуете делать сейчас предпринимателям, представителям малого и среднего бизнеса?

Е.С: Ни в коем случае не останавливаться и «не замирать», начать или продолжить развивать свой бизнес по модели франчайзинга, это позволит оперативно подстроиться под быстро меняющиеся условия и экономическую ситуацию, продолжить плановое развитие, поможет занять рынки быстро освобождающиеся один за другим. Для частных предпринимателей и людей, только задумывающихся о своем бизнесе, это сигнал задуматься о покупке франшизы. Уже действующим франчайзи советую отслеживать тренды ежедневно – следить за рейтингами, смотреть на статистику спроса на товары и услуги и не забывать про конкурентов.

- Вы упомянули о «людях, задумывающихся о покупке бизнеса»? Кто они сегодня?

Е.С.: Сейчас в условиях перестроения рынка труда с уходом крупных компаний, обеспечивающих высокую занятость, в поиск новой работы устремляется большое количество продвинутых профессионалов, которые не раз задумывались о том, чтобы начать применять полученный опыт в собственном деле, но ждали подходящего момента. И вот он настал. Многие из них приходят на наши вэбинары и становятся клиентами консалтингового офиса EMTG. Среди наших клиентов и те, кто уже имеет свой бизнес и ищет новую идею, или те, кто хочет уволиться и заняться своим делом. Если обощить, то аудитория, имеющая доход в районе 250-350 тысяч рублей в месяц, и желание его увеличить.

Также, в 2021 году случился переход инвесторов из сегмента 6–10 млн руб. в сегмент со стоимостью франшизы свыше 10 млн руб. В такой модели сотрудничество в формате инвестиционной франшизы будет работать более успешно, и соответствующие запросы мы также периодически получаем.

К нам обращаются люди из разных регионов РФ и не только. Это те, кто серьёзно подходят к выбору бизнеса, умеют делегировать задачи, оценить тот объём работы и помощь, которую мы готовы им предложить. Несмотря на текущую ситуацию, люди не перестают искать новые бизнес концепции, вкладывать и открывать бизнес.

- Екатерина, какой главный бизнес-девиз Вы посоветуете взять на вооружение российским представителям малого и среднего бизнеса в текущей ситуации?

Е.С.: Самая выигрышная позиция сейчас – постараться двигаться, а также не сливать силы и энергию на страхи. В 2022 году, по данным СКБ «Контур», о приостановке деятельности заявили около 500 компаний, есть прогнозы о возможном уходе из России до 5 тыс. торговых марок. А значит эти места нужно кому-то занимать, ниши замещать и в принципе экономику поддерживать. И судя по комментариям первых лиц у государства большие планы на использование МСП в этой работе. Буквально сегодня было подписано постановление о льготных кредитах под 3,5-4% годовых.    

Поэтому если сначала главным правилом было заскочить на волну тренда и удержаться на ней, затем пройти между струек внешнего прессинга надзорных и налоговых органов, то теперь иногда нужно просто построить и сохранить некий бизнес ручеек и работать над тем, чтобы он стал речкой.

Реклама

Мы рекомендуем
Если будет установлен факт нарушения демократии при принятии закона об иноагентах, Соединенные Штаты Америки готовы ввести санкции против Грузии.
14.05.2024, 22:31
Журналист, публицист Максим Кононенко умер на 53 году жизни.
14.05.2024, 21:22
Реклама