29 апреля 23:50 по московскому времени у российских зрителей появится уникальная возможность увидеть на телеканале «Культура» трансляцию грандиозного светомузыкального представления «Страсти по Матфею», которое состоялось 30 марта в Крокус Сити Холле.
«Страсти по Матфею» - одно из самых известных произведений современной духовной музыки, написанное митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).
Премьера «Страстей» состоялась 27 марта 2007 года в Большом зале Московской консерватории и стала громким событием культурной жизни: произведение исполнил Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, который, кстати, первым и открыл это произведение. «Меня увлекла идея единения духовного и единства культур. Что касается самого произведения, то мне хотелось бы сказать о своевременности появления подобной сценической мистерии как некой своеобразной формы, хотя «Страсти по Матфею» владыки Илариона можно назвать преемственными по отношению к музыке других жанров», – отмечает Владимир Федосеев.
С тех пор «Страсти по Матфею» стали, вероятно, самым исполняемым музыкальным сочинением ныне живущего российского композитора: оно прозвучало более 80 раз во многих городах России, а также в Австралии, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Казахстане, Канаде, Литве, Македонии, Молдавии, Польше, Сербии, США, Турции, Украине, Швейцарии, Эстонии, Японии.
Удивительно, но «Страсти по Матфею» оказались близки даже японской публике. В прошлом году произведение прозвучало в одном из центральных концертных залов Токио – в исполнении хора и оркестра под управлением молодого дирижёра Син Ватанабэ. «Еще в 2010 году, приехав в Москву, я купил диск, прослушал это произведение и был потрясён её выразительным музыкальным языком. В нем хрустальная чистота классических гармоний Баха переплелась с современным ладо-гармоническим языком и строгой мощью русских православных песнопений. С тех пор мысль об исполнении оратории в Японии меня не покидала», - говорит Син Ватанабэ.
Известные музыканты не скрывают сильнейших эмоций от знакомства со «Страстями по Матфею».
«Накал переживаний от услышанного превзошел все ожидания. Быть может, мне просто близка оказалась эта музыка: и по стилю, и по характеру высказывания, но, если судить по реакции публики, когда до предела заполненный Большой Зал Московской Консерватории в безмолвии на протяжении более двух часов внимал этим проникновенным звукам, чтобы в конце взорваться в едином порыве оваций, - если судить по этому, - то мои чувства разделяли многие, находящиеся в зале», - говорит член Союза композиторов России Антон Висков. Музыка эта современна в первую очередь потому, что близка многим слушателям, она направлена в глубь их души, добавляет он.
«Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. Я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел. ……. И нам очень радостно, что здесь он продемонстрировал великолепное мастерство и выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория», - говорит декан композиторского факультета Московской консерватории Александр Кобляков.