Новый закон об образовании, инициированный Дмитрием Медведевым, не учитывает необходимость дополнительного образования, студенческие стипендии и духовно-нравственное воспитание. Члены партии "Единая Россия" обсудили президентский законопроект и нашли в нем ряд недостатков.
Всенародное обсуждение нового закона об образовании инициировал президент Дмитрий Медведев. К настоящему моменту на специально организованный сайт поступило более семи тысяч обращений – не такой активный, как к закону о полиции, но интерес налицо. Политические партии остаться в стороне от столь резонансной темы не смогли. Коммунисты уже вынесли документу приговор и предложили свой альтернативный. А в четверг законопроект об образовании обсудили на заседании клубов «Единой России».
Сначала, разумеется, похвалили. «Я пришла к выводу, что те, кто пишет ругательные статьи о законопроекте, его не читали. Его писала не партия, не министерство, а эксперты: специалисты, ученые. Наша задача – донести достоверную информацию», -- возмутилась ажиотажу в СМИ координатор государственно-патриотического клуба депутат Госдумы Ирина Яровая.
Начали искать достоинства. Пришли к выводу, что «единая образовательная доктрина в любом случае лучше, чем пять несогласованных друг с другом законов».
С недостатками получилось живее и конкретнее. Как только очередь высказаться дошла до депутата и олимпийской чемпионки Ирины Родниной, оптимизма заметно поубавилось. Она указала на тот факт, что новый закон не содержит государственных гарантий дополнительного образования – того, что всегда было в советской системе. «Речь идет о судьбе восьми тысяч учреждений дополнительного образования. А если говорить о выборе будущей профессии, о воспитании гражданской позиции, то часто именно дополнительное образование является определяющим», -- сказала Роднина. Учреждения допобразования – это пока еще хорошо знакомые и распространенные музыкальные и художественные школы, секции, кружки. Знаменитая фигуристка привела примеры из наиболее близкой ей сферы – спорта: «Содержание одного ребенка в детской спортивной школе обходится в 13-18 тысяч рублей в год. А в исправительном учреждении – 130-150 тысяч рублей в год. Не надо быть математиком, чтобы оценить, что теряем».
Роднину поддержал председатель думского комитета по общественным и религиозным организациям Сергей Попов: «В художественных школах занимается 1400 тысяч детей. Вопрос стоит так: государство хочет взять на себя эту нагрузку, или все это уйдет в свободное плавание и коммерциализируется».
О том, как закон об образовании отразится на высшей школе, говорил председатель российской ассоциации профсоюзных организации студентов (РАПОС) Олег Денисов. Он возмущен тем, что мнением студентов при разработке документа вообще никто не поинтересовался. Между тем, у них есть свои соображения и предложения. Прежде всего, по стипендиям. РАПОС считает, что они должны подразделяться на два вида: академическую – за успехи в учебе и научной деятельности, и социальную. Причем, размер той и другой следует привязать к прожиточному минимуму.
Другой повод для беспокойства студентов – плата за общежитие. По сегодняшним нормам она не может превышать 5% от стипендии. Это примерно одна двадцатая – одна тридцатая часть от реальной стоимости койко-места. В новом законе никаких ограничений на этот счет не прописано.
Претензии к закону нашлись и у РПЦ. Ее представители выразили недовольство тем, что, по их мнению, в школьном образовательном процессе церкви отводится слишком скромное место. «В сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания православная церковь должна быть востребована государством», -- заявил сотрудник синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Олег Трайник. Он возмутился тем, что «в программе патриотического воспитания, состоящей из нескольких сотен мероприятий, РПЦ упоминается лишь однажды».
В ходе обсуждения закона об образовании возникла масса попутных, напрямую не связанных с документом, но актуальных тем. Депутат Госдумы Владимир Мединский в очередной раз поставил вопрос об учебных пособиях: «Нужно разработать норму, которая связала бы руки дорогому министерству образования и прекратила эту вакханалию с 35 учебниками истории. Такой плюрализм в голове называется шизофренией».
Присутствующие согласились. И договорились «продолжить обсуждение». Участники форума назвали законопроект нужным, но «требующим серьезных поправок». На первое чтение документ выйдет, ориентировочно, к маю.