Церковь уверенно обживает рунет. Блогерство, собственные социальные сети и даже виртуальные знакомства -- строго согласно вероисповеданию. Корреспонденты Infox.ru выяснили, что клирики ищут в сети и что получает там паства.
Интернет стал полем миссионерской деятельности всех основных российских конфессий. Епархии Русской православной церкви (РПЦ) обзавелись собственными сайтами. Многие из храмов создают в интернете свои страницы. Помимо этого, в рунете существуют православные чаты, где можно общаться в режиме онлайн. Клирики делятся своими взглядами в блогосфере. Реальность и виртуальный мир давно пересекаются: в рунете ведутся жаркие богословские дискуссии, которые потом становятся предметом обсуждения в церковных собраниях. Ярые противники ИНН, мобильных телефонов и глобализации активно используют сеть для трансляции своих взглядов, споря с оппонентами. А беседы в блогах издаются затем в книжном формате.
Возможности в рамках догмата
В сентябре этого года у православных появилась собственная социальная сеть -- Sobornoedelo.ru. Здесь можно выкладывать фото, загружать видео, создавать группы. Особенности сети, как утверждают ее создатели, -- наличие духовной цензуры со стороны авторитетных священнослужителей, а также возможность отыскать тех, «кто ходил с вами в один приход или ездил в паломнические поездки». Пока зарегистрированных пользователей, по данным администратора проекта Игоря Матвеева, всего около 1,1 тыс. человек. «Но к январю, думаем, будет более двух тысяч», -- отметил собеседник Infox.ru.
В виртуальном пространстве можно пообщаться и непосредственно со священником, задать ему вопрос и даже получить благословение (правда, только в том случае, если речь идет о человеке, лично знакомом клирику). Впрочем, приобщиться к таинствам виртуально пока нельзя. В 2006 году житель Новосибирска Виталий Котов создал программу для виртуального богослужения, которую выложил в сеть. С ее помощью можно было зажечь виртуальную свечу или лампаду перед виртуальными иконами, воспользовавшись компьютером или мобильным телефоном. Но, вызвав критику, программа «Лампада» спустя некоторое время тихо исчезла с сайта ее изобретателя.
До виртуальной исповеди дело тоже не доходит. В церкви уверены, что это профанация. «Жизнь и таинства церкви -- это не психосоматические упражнения, не визит к врачу. Исповедь -- это встреча живого человека с богом через священника, такое общение не подразумевает анонимности и дистанционности», -- пояснил корреспонденту Infox.ru протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинской церкви МГУ, профессор Московской духовной академии, кандидат богословия. Кроме того, как поясняют в церкви, во время исповеди духовник, читая разрешительные молитвы и отпуская грехи, накладывает епитрахиль (часть облачения; символ благодати священника) на голову прихожанина. Виртуально сделать это невозможно.
Конечно, священники могут давать советы в интернете, считает настоятель Татианинской церкви: «Это своего рода виртуальный телефон доверия, помогающий человеку подойти к ограде церкви или решить какие-то свои внутренние проблемы; на сайте «Татьянин день» мы практикуем такое общение». Но в стихийном пространстве интернета свои ловушки. Здесь человек рискует излить душу и заручиться советами не духовного лица, а самозванца, который себя за него выдает. Поэтому в компетентности собеседника стоит удостовериться, отметил собеседник Infox.ru. Если общение происходит на сайте епархии -- это гарантия его «доброкачественности», если это блогосфера -- тут свои критерии: очевидно, что клирики, пишущие в ЖЖ, не должны стремиться к анонимности. Помимо этого, о многом говорит френдлента (подписчики интернет-дневника) и перекрестные ссылки, ведь и в виртуальном пространстве человек тоже обретает определенный статус, обращает внимание священнослужитель. Если же есть сомнения, лучше поинтересоваться, в каком храме служит собеседник и к какой юрисдикции принадлежит.
Без цензуры
Хотя ведение блогов дело частное, выступая в качестве духовного лица, священники берут на себя определенные обязательства: они не могут высказывать мнения, которые диссонируют с каноническими нормами и вероучением Церкви. «Церковь не есть институт, где каждый может говорить что хочет. Брать под контроль клириков в сети никто не собирается, а на ведение блогов благословения не требуется. Но прошедший Архиерейский собор отметил: клирики не должны заигрываться, уходить в виртуал, забывая о пастве», -- пояснил Максим Козлов.
Руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский подтверждает: в РПЦ к рунету лояльны. «Миссионерская деятельность в любом месте -- это хорошо. Есть не менее 20 приветствий патриарха Алексия различным православным сайтам и агентствам», -- пояснил представитель РПЦ корреспонденту Infox.ru. По оценкам Вигилянского, на сегодняшний день в ЖЖ насчитывается около 500 блогеров-священников. Из них 60--70 «очень активных». Сам руководитель пресс-службы блогов не ведет -- говорит, катастрофически не хватает времени. А виртуальные храмы считает полной ерундой: «Бог взял на себя грехи человеческие и погиб на кресте, а ты не можешь дойти до храма поставить свечку!»
Выход в люди
Российские мусульмане тоже заявляют себя в рунете, здесь за последние годы появилось много информационных и просветительских сайтов. Но имамы в ЖЖ блогов не ведут. «Будучи людьми зрелого возраста, сформировавшимися еще в советскую эпоху, они не очень дружат с компьютерами», -- пояснил Infox.ru руководитель информационно-аналитического отдела портала «Ислам.Ру» Абдулла Ринат Мухаметов. Исключение из правил -- «пионер рунета» имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. На созданном им сайте он выступает как богослов, здесь же проповеди можно посмотреть в видеоформате.
Есть у мусульман и своя социальная сеть, разместившаяся на сайте «Ислам.Ру». Она предоставляет пользователям возможность завести почтовый ящик, сделать покупки и даже выйти замуж (жениться) через виртуальное брачное агентство. По словам Мухаметова, в сети весьма активны женщины-мусульманки: они общаются на многочисленных форумах, куда мужчинам доступ запрещен. На некоторых из них можно задать вопросы юристам, врачам и специалиста по исламскому праву -- тоже женщинам. Один из таких форумов вырос в итоге в целую организацию, которая помимо работы в рунете проводит курсы, издает журнал, занимается благотворительностью, а также открыла «горячую линию» для мусульманок.
Будучи живой и развивающейся, сеть полна сюрпризов. Как отметил в разговоре с корреспондентом Infox.ru социолог религии Николай Митрохин, «еще вчера здесь вели диалоги обыкновенные трепачи, сегодня -- появилась качественная интересная информация. Записи в блогах трансформируются в книги. Здесь кипят страсти и разыгрываются скандалы».