В Госдуму внесен правительственный законопроект, регулирующий процесс передачи храмов, монастырей и земли в собственность конфессиям. Минэкономразвития разрабатывало спорный документ больше года. В профильном комитете Госдумы уверены: разработчикам удалось достичь компромисса между музейщиками, церковью и государством.
Правительство внесло в Госдуму законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Документ дает юридическую основу процессу, который ведется и сейчас, но регулируется подзаконными актами и региональным законодательством. Речь идет о передаче конфессиям храмов и недвижимого имущества, находящегося в госсобственности. Передача имущества религиозного назначения, относящегося к музейным предметам и коллекциям из Музейного фонда РФ или документам Архивного или Национального библиотечного фонда, не относится к предмету регулирования законопроекта, уточняет правительство.
Возможные разногласия, возникающие в процессе передачи имущества конфессиям, будут рассматривать специальные комиссии из представителей власти, церкви, специалистов музейного дела, общественных деятелей. Сведения о передаче объектов будут публиковаться в интернете -- публикации, согласно законопроекту, подлежат и заявка на имущество от религиозной организации, и решение по этой заявке.
«Хочу поправить многих, кто писал и говорил об этом законопроекте, -- отметил председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Сергей Попов. -- Этот закон не о передаче, а о порядке передачи имущества религиозного назначения. В этом принципиальная разница. Никто не говорит о том, что имущество будет передаваться массово и списочно. Только по индивидуальной схеме. Кроме того, это должно быть максимально открыто и прозрачно». Депутат подчеркнул, что разработчики документа не просто пошли навстречу музеям, а обеспечили их комплексную защиту. «То, что музейщики говорили раньше, -- о бездумной передаче, этого не было и в первом варианте законопроекта. Но теперь все опасения музейщиков снимаются нормой закона», -- пояснил собеседник Infox.ru.
«О реституции речи идти не может. Речь идет о наделении конфессий необходимым для культа имуществом – по мере возможности соблюдения церковью законодательства об охране культурного наследия, -- добавляет Плескачевский. – Вопрос не стоит о том, чтобы передавать в собственность все. В Петербурге более 600 церквей. Очевидно, что все 600 церквей передавать не нужно. Нет там такого количества прихожан, и нет столько денег у Церкви, чтоб содержать эти 600 церквей».
Впрочем, законодатели за время дискуссии, развернувшейся вокруг документа, успели составить о нем собственное мнение. Первый зампред фракции ЛДПР Максим Рохмистров отметил, что пока внесенного законопроекта не видел, «но если говорить в целом, позиция ЛДПР остается неизменной». «Если мы принимаем решение возвращать собственность тем, у кого она была изъята в 17-м году, тогда это должно распространяться на всех, в том числе на граждан, -- пояснил депутат. -- Вернуть фабрики Морозовым, а Зимний дворец наследникам императорской семьи. Делать исключения -- неправильно». Рохмистров выступает за уже существующую схему передачи имущества религиозного назначения конфессиям -- через постановления правительства. «Каждый отдельный случай должен рассматриваться отдельно, -- настаивает собеседник Infox.ru. -- Отдать все -- неверно. Сейчас законодательная база вполне позволяет передавать храмы церкви, и это происходит. То есть особой необходимости в принятии отдельного закона мы не видим».
Председатель комитета по собственности Виктор Плексачевский, напротив, считает, что схема, существовавшая до сих пор, создавала почву для коррупции. «В процессе обсуждения законопроекта мы поняли, что в каждой конфессии существуют два течения, -- пояснил депутат. -- Представителям первого нужны хозяйственные постройки, и они относятся к имуществу религиозного назначения именно как к хозяйственным постройкам, как к инструменту для экономической деятельности. Другим же первично отправление культа». Закон необходим как раз для того, утверждает собеседник Infox.ru, чтобы избежать бездумной передачи имущества церкви, передачи без каких-либо гарантий со стороны конфессии.
Единоросс Сергей Марков подозревает, что «кроме объективных моментов в противостоянии музеев и церкви, вероятно, были еще сознательные усилия поссорить очень динамичного, авторитетного не только религиозного, но и общественного деятеля, коим является патриарх, с интеллигенцией». «Патриарх сделал все, чтобы избежать этого конфликта, -- считает Марков. -- Он неоднократно подчеркивал, что церкви нужен только такой закон, который удовлетворит музейную общественность».
Позиция «Единой России» и оппозиции понятна. «В период краха идеологии «Единой России» партия захочет взять в союзники церковь, поскольку церковь -- мощный институт, обладающий большим влиянием на людей», -- предполагает Рохмистров. «Государство действительно идет навстречу церкви, но прежде всего потому, что этого требует общество, -- отвечает Марков. -- Церковь является, пожалуй, самым уважаемым институтом и в условиях кризиса способна оказать людям серьезную нравственную и духовную поддержку».
Рассмотреть законопроект в весеннюю сессию Госдума уже не успеет. Документ подлежит рассылке по регионам, так что первое чтение правительственной инициативы возможно не раньше осени.