Законопроект о передаче имущества религиозного назначения конфессиям направлен в правительство. Музейщики опасаются, что его принятие будет иметь непоправимые последствия и приведет к потере уникального наследия. Учитывая мощную государственную поддержку Церкви, шансов отстоять интересы культуры у музеев не много. Смирившись с тем, что «передел собственности» неизбежен, они пытаются максимально снизить вред от его принятия.
Минэкономики РФ передало в правительство последнюю редакцию законопроекта о передаче имущества религиозного назначения конфессиям. Об этом в среду сообщил на заседании в Общественной палате РФ директор Научного центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов, ссылаясь на собственные источники. Палата пригласила руководителей крупнейших российских музеев обсудить законодательство, регулирующее музейное дело. Самым болезненным вопросом, как и ожидалось, оказался именно законопроект о передаче имущества конфессиям.
Большинство музейщиков уже высказались против него. Озабоченность они выражали и властям, и патриарху. Дискуссия ведется уже около года -- с того момента, как стало известно, что Минэкономики приступило к разработке документа. Музейщики с самого начала не видели в нем ничего, кроме вреда, и пытались убедить власти в бесполезности подобного правового акта.
Сейчас уже понятно, что закон принят будет, и все, что остается деятелям культуры, – приложить силы для минимизации потерь. В том, что они неизбежны, специалисты не сомневаются, хотя серьезно изучить текст у них практически не было возможности. Очередную редакцию Минкульт разослал в музеи 6 апреля вечером, а к утру попросил сформулированные пожелания и замечания. «Уже из этого видно, как выкручивают руки самому Министерству культуры», -- сделали вывод музейщики.
Профильное министерство сумело напроситься в соавторы законопроекта только спустя месяцы после начала работы над документом. Какие-то позиции сумело отстоять, но «обезвредить» так и не удалось. Первая, пока очень общая юридическая экспертиза законопроекта выявила массу противоречий. «Документ имеет вид скорее революционного декрета, а не законопроекта», – поделился впечатлениями завотделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц.
Новодевичья история
Эксперт привел пример уже начавшегося применения еще не существующего закона – история с передачей Новодевичьего монастыря. Ее единодушно оценили как сугубо политическую акцию. Памятник из списка ЮНЕСКО, коим является Новодевичий монастырь, передали в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ, выселив оттуда филиал Государственного исторического музея (ГИМ). Известить ЮНЕСКО о смене статуса охраняемого ею объекта забыли или не сочли нужным, говорят ученые. Но важнее другое: недвижимость, то есть сами здания, передали вместе с движимым имуществом, обращают внимание музейщики. А движимое имущество -- это то, что находится в музейных фондах и по закону передаче не подлежит. Есть еще и драгоценности, которые стоят на учете в Минфине, и они тоже отданы в пользование Церкви. При этом ответственность за все это имущество остается за собственником, а не за пользователем.
Еще одна нестыковка: указом президента Новодевичий монастырь и расположенный на его территории филиал ГИМа были отнесеныц к объектам особой ценности народов России. В свете этого документа постановление председателя правительства о передаче памятника Церкви выглядит по меньшей мере странно. Аргумент насчет «восстановления истерической справедливости» на поверку тоже оказывается несостоятельным хотя бы потому, что за все годы существования в Новодевичьем монастыре музея в реставрацию было вложено более 40 млрд бюджетных рублей и труд нескольких поколений специалистов.
Государство «сливает» музеи
«Переделом собственности, за которым стоят конкретные интересы конкретных людей» назвал происходящее директор музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне. Он усматривает «за этим законом лобби коллекционеров»: «То, что невозможно было изъять из музейных фондов, после принятия закона о передаче мы обнаружим на аукционах».
Для музейщиков позиция Церкви в целом понятна: «Они хотят все». Деятелей культуры удивляет то, как в этой ситуации повела себя власть. К финансированию по остаточному принципу музеи давно привыкли, но к тому, что государство так откровенно от них откажется, оказались не готовы.
«Недоумение вызывает сам факт того, что государство добровольно принимает решение об отторжении государственной, народной собственности в пользу общественных организаций. Это ведь не только РПЦ. Больше того: отдает и принимает на себя обязательства продолжать финансировать. Большей юридической несуразности трудно представить. Почему музеи так щедро не финансировались? Почему государство считает, что духовную миссию исполняет только религия, а не культура и религия?» – выражает свои сомнения Толстой.
Бубны - шаманам
То, что стало происходить с подготовкой законопроекта, – только начало, предрекают музейщики. «Сейчас остальные конфессии с интересом наблюдают. Если станет понятно, что РПЦ побеждает, то они тоже выставят свои требования. И тогда дойдем до того, что шаманам начнем возвращать бубны. Все это выльется в разграбление музеев», – нарисовал перспективу директор Государственного музея искусства народов Востока Александр Седов.
То, что «РПЦ побеждает», музейщикам на самом деле уже очевидно. Лев Лифшиц, анализируя шаги властей, отмечает «тенденцию фундаментализации общества, и не только в исламе». Специалисты видят, какую «глобальную волю государство проявляет в пользу Церкви», и понимают, что культура – в другой «весовой категории». Но «сдаться без боя» тоже не могут.
Сейчас музейщики, реставраторы, историки культуры составляют список тех памятников, которые нельзя использовать в религиозных целях. «Это несколько десятков на всю страну, – поясняет директор музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов. – Патриарх вроде бы готов обсудить. Но параллельно мы имеем самое страшное – необсуждаемую, «тихую» передачу. Глава правительства взял и передал 18 объектов, а мы только потом выясняем, что это за объекты».
На 23 апреля запланирована встреча Общественной палаты с президентом. Комиссия ОП по сохранению и развитию культуры надеется выступить с кратким докладом и изложить лично главе государства свои аргументы.