Через две недели в школах 19 пилотных регионов начнется преподавание нового факультативного предмета -- основ религиозных культур и светской этики. В эти дни заканчивается обучение учителей. Съемочная группа Infox.ru побывала в Твери и понаблюдала за тем, как область готовится к началу эксперимента.
1 апреля около 300 тыс. четвероклассников в 19 регионах России впишут в свое расписание новый предмет. По сути, это шесть разных предметов (но, как считается официально, предмет из шести модулей): школьникам и их родителям предложено выбрать между основами православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, основами мировых религий или светской этикой.
По замыслу волеизъявление юного гражданина должно быть удовлетворено в любом случае, даже если желающих изучать какой-либо из модулей оказалось один-два человека. На практике с родителями «работают». Вот запись в блоге мамы четвероклассницы: «В классах раздали бланки заявления, куда мы вписали желаемый предмет, я вписала что-то про историю мировых религий. Через несколько дней позвонила классная и попросила прийти в школу переписать заявление -- мол, вас таких всего трое. Переписали в пользу основ светской этики». Как позднее пояснила автор этой записи корреспонденту Infox.ru, учитель не настаивала на изменении курса, но для изучения основ культуры мировых религий ребенку пришлось бы ездить на эти уроки в другую школу города.
Проблема выбора только одна из множества вопросов, с которыми пришлось столкнуться уже на подготовительном этапе. Регионы в спешном порядке обучают педагогов и смотрят, как перекраивать расписание.
Академия повышения квалификации работников образования начала готовить 1 тыс. тьюторов (педагогов-методистов) в середине января, за 2,5 месяца до старта эксперимента. С 1 по 31 марта методистам необходимо обучить 15,5 тыс. учителей в регионах. В Тверской области, которой требуются 1833 педагога по новому предмету, обучение проводят на нескольких площадках в 18 потоков практически без выходных. Курс рассчитан на 72 часа: 20 лекций и 52 практических занятия. Но практикумы сейчас выбирают не все: 16 часов оставляют до того момента, когда поступят учебники и можно будет заняться поурочным планированием.
Издательство «Просвещение», ответственное за выпуск пособий, обещает доставить книжки не позднее 25 марта. Тираж учебников по каждому из модулей рассчитывался исходя из заявок родителей: большая часть -- 125 тыс. экземпляров -- это пособия для преподавания светской этики, 80 тыс. учебников напечатано по православной культуре, 60-тысячным тиражом выпущены книги по культуре мировых религий, 40 тыс. -- по исламской культуре, 14 тыс. -- по буддийской и 12 тыс. -- по иудейской.
Даже после того, как книги вышли из типографии, вопрос их качества остается открытым. Так, старший научный сотрудник сектора этики РАН кандидат философских наук Ольга Зубец в своем блоге пишет: «По словам г-на Кондакова (Александр Кондаков, гендиректор издательства «Просвещение». -- Infox.ru), «все выпущенные «Просвещением» учебники уже прошли три необходимые экспертизы -- как конфессиональную, так и психолого-педагогическую и научную. На позапрошлой неделе книги были отправлены на сверку в Российскую академию наук. В среду было получено последнее экспертное заключение, и в настоящий момент учебники, исправленные и дополненные специалистами РАН, пошли в производство». В связи с этим еще раз заявляю: учебник по светской этике не был исправлен и дополнен специалистами РАН, он был отвергнут. Уверена, что если под специалистами понимаются специалисты по этике, то в РАН нет ни одного эксперта, который одобрил бы предлагаемый вариант. И тем не менее, как видно, учебник издан и направлен в школы. Он был запланирован без участия специалистов и теперь опубликован вопреки их мнению. Я бы очень хотела, чтобы эта информация стала известна каждому, кто возьмет его в руки!»
Если учебники (хорошие или плохие) все же написаны, то методические пособия к ним до сих пор -- за две недели до начала преподавания -- в стадии разработки. Методичку «Основы православной культуры» для учителей», изданную Московской академией повышения квалификации, раскритиковал автор курса ОПК протоиерей Андрей Кураев: «Это позорище, а не учебное пособие. Здесь нет ни одной цитаты из моего учебника. Здесь не так названы все уроки. Уроки даны не в том порядке. Перечисляемые здесь иллюстрации не присутствуют в моем учебнике. И вообще к учебнику и к изучению православной культуры это издание не имеет никакого отношения, кроме названия». Синодальный отдел церковного образования и катехизации дал отрицательный отзыв на уже изданное пособие для учителей и заявил о работе над своим вариантом: «Методическое пособие для учителей по предмету «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента в 2009-2012 годах разрабатывается в соответствии с текстом подготовленного пособия для учащихся. В ближайшее время материалы этого пособия будут размещаться на официальном сайте отдела для использования педагогами, методистами, организаторами и преподавателями курсов повышения квалификации учителей в регионах».
Очевидно, что разрешить все вопросы за две оставшиеся до 1 апреля недели не удастся. А значит, доводить курс до кондиционного состояния будут прямо по ходу эксперимента, уже во время работы с детьми.