В четверг в Госдуме обсудят «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Уже в будущем году на основе этого документа будут разработаны новые образовательные стандарты, и российским учителям придется не только учить детей, но и воспитывать «успешного гражданина России XXI века».
В следующем году школа начнет работать по новым образовательным стандартам. Для начальных классов они уже разработаны и с 1 сентября 2010 года будут применяться. Затем поэтапно в этот процесс войдут средние и старшие классы.
Необходимость пересмотра всего содержания образования вызвана тем, что школа возвращает себе воспитательную функцию, от которой отказалась в начале 1990-х годов. Идеологической основой образовательного стандарта можно считать Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект этого документа разработан член-корреспондентом РАО Александром Кондаковым, член-корреспондентом РАО Александром Данилюком и академиком РАН Валерием Тишковым.
Сейчас идет активное обсуждение проекта концепции. В четверг Александр Кондаков представляет его членам думского комитета по образованию.
Человек будущего
По словам Александра Кондакова, концепция появилась как отклик на социальный запрос. В ней фактически описывается, какого «человека будущего» хочет видеть государство и общество. В качестве базовых ценностей предлагаются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество.
«Цель школьных лет – не сдача ЕГЭ, а воспитание успешного гражданина России XXI века», -- пояснил Кондаков Infox.ru. Он уточнил составляющие «успешности»: хорошее образование, карьера, семья, достаток, дети, «жизнь сообразно усилиям, приложенным в своей трудовой деятельности».
Концепция не только описывает национальный воспитательный идеал, но и является неким «техническим заданием» на разработку учебных программ и внеурочных занятий. Новые задачи, поставленные перед школой, потребуют пересмотра всего содержания образования. «Духовно-нравственное воспитание – не задача одного предмета, -- подчеркивает Кондаков, имея в виду новый факультатив по основами традиционных российских религий и светской этики. – Это касается всех предметов. Скажем, встанет задача отбора литературных произведений, которые формируют взгляд ребенка на Родину, воспитывают уважение к другим народам, к их правам и свободам». ЕГЭ гражданственность не измерить
Новые задачи, поставленные перед школой, в очередной раз ставят вопрос о целесообразности единого госэкзамена. Его долго «обкатывали» и с этого года ввели повсеместно. «ЕГЭ создавался под предыдущие стандарты. Он должен быть изменен по форме и по содержанию и не должен быть единственной формой оценки», -- считает Кондаков.
Что касается критериев эффективности работы школы по воспитанию, то «никто не собирается замерять гражданственность и патриотизм». Но методики оценивания существуют. «В США об уровне гражданского самосознания судят по числу пришедших на избирательные участки 21-летних американцев, впервые принимающих участие в выборах», -- приводит пример автор концепции.Школе не нужны «урокодатели»
Новый подход к школьному обучению еще больше обострит проблему преподавательских кадров, признает собеседник Infox.ru. «Классический университет готовит не преподавателя, а урокодателя, специалиста по химии, физике и так далее», -- считает Александр Кондаков.
Он убежден, что «воспитать гражданина может только гражданин» и необходимо усиливать психолого-педагогическую составляющую подготовки учителей. Это означает, что вслед за новыми стандартами среднего образования должны появиться и новые стандарты высшего профессионального педагогического образования.