Forbes сообщил, что состояние 25 самых богатых россиянок всего за год увеличилось на 25%. Как они это делают?
… Кому мать родна
Санкции, кризис, задержки зарплаты, отказ от индексации пенсий – а они все равно богатеют! Правда, неизменный лидер списка богатейших леди Елена Батурина потеряла за год примерно 100 миллионов, но с оставшимся миллиардом долларов все равно держится на первом месте. А вот среди самых богатых женщин мира она лишь 1940-я, что говорит, помимо прочего, об абсолютном финансовом сексизме нашей страны (для сравнения, в топ-500 самых богатых независимо от пола – 8 россиян).
Впрочем, феминисткам не стоит обижаться. Из остальных 24 прекрасных дам лишь три потеряли в деньгах за год, остальные либо остались при своих, либо прибавили, причем местами очень значительно. Ничего не изменилось у второй леди списка Елены Рыболовлевой, которая сохраняет отсуженные у бывшего мужа 600 миллионов. А вот Наталия Филева к прошлогодним 190 миллионам прибавила еще 410 миллионов долларов, добытых у любителей авиаперелетов – бизнес-леди возглавляет Совет директоров группы компаний S7.
Участниц списка можно разделить на две группы – получившие состояние благодаря родственикам (богатые дочери, жены или «разведенки»; Forbes их деликатно называет «частными инвесторами») и бизнес-леди. К последним можно причислить и упавшую на девять мест в списке теннисистку Марию Шарапову, давно уже сделавшую из своего имени бренд и успешно им торгующую. Она, кстати, в свои 30 лет является самой молодой участницей списка. На год старше нее Ксения Франк, дочь Геннадия Тимченко. Большинству же состоятельных леди от 49 до 61 года. И практически все они выиграли от кризиса.
Сливные бачки для доходов
Накануне Forbes опубликовал другой документ – рейтинг доходов жен российских чиновников за 2016 год. Гульсина Минниханова, супруга главы Татарстана, ухитрилась заработать 2,351 млрд руб. (по 9 миллионов за каждый рабочий день – больше, чем ее муж за весь год). Трудно сомневаться, что состояние госпожи Миннихановой позволило бы ей войти в 25 самых богатых женщин России, но официальных данных на этот счет нет. Дальше – другие не менее замечательные жены, которых даже упоминать неприятно: слишком понятны источники их бизнес-талантов.
Ведь в нашей нынешней реальности декларации о доходах жен (специально для феминисток – и мужей тоже, но гораздо реже) госслужащих – это документ, которому предлагается верить на слово. Никакие подтверждающие данные не нужны, с информацией из налоговой данные цифры сравнивать не принято. Практика показывает, что в эту графу пишется примерно та сумма, которой хватает для оправдания основных расходов семьи. 20-ю статью конвенции ООН о борьбе с коррупцией (проверка расходов чиновников и членов их семей) у нас пока не применяют, но люди все же предпочитают подстраховаться: первые прецеденты отслеживания излишних трат уже появились.
Общий вывод из двух рейтингов: пока Россия беднеет, богатейшие женщины продолжают богатеть. Интересно, что миллиардеры-мужчины наращивают свои состояния далеко не столь быстрыми темпами. И одна из причин этого – как раз «сваливание» части нелегальных для чиновника или менеджера госкорпорации доходов на ни в чем не повинных леди.
Россияне условно
Не стоит завидовать чужому богатству – даже если оно приобретено с использованием, скажем так, административного ресурса. Достаточно следить, чтобы обладатели этого богатства исправно делились им с окружающими – это называется налоговой системой. Однако счастливые «окружающие» все чаще находятся где-нибудь в Великобритании, Голландии или США, ведь с точки зрения фискальных органов многие наши богатые россияне – давно уже не россияне. Forbes их считает таковыми либо по чудом сохранившемуся гражданству, либо по первоначальному местонахождению украденного. Треть из списка самых богатых россиян платят налоги где угодно, только не на родине. В их числе Михаил Фридман, Андрей Мельниченко и Алексей Кузьмичев из топ-20 богатейших людей страны. То есть закон о деофшоризации, о контролируемых иностранных компаниях привел лишь к оттоку налогоплательщиков. В довершение всего Госдума повелела еще и вернуть налоги тем, кто попал под санкции из-за действий России: по странному совпадению, крупнейшим бизнесменам, приближенным к власти.
У тех, кто от власти ныне далек, свои проблемы, и решать их они все чаще предпочитают за рубежом. Та же Батурина давно ведет свою деятельность в Европе и одновременно судится с Москвой за отобранные активы: действительно, после прихода к власти Сергея Собянина у всех застройщиков моментально нашлись нарушения, большинство инвестконтрактов были разорваны, а на освободившиеся участки пришли новые, безгрешные строители.
А на смену сменившим гражданство или резидентство бизнесменам к нам поехали «индивидуальные предприниматели» типа Жерара Депардье и Роя Джонса, привлеченные низкими налогами на доходы физических лиц. Пропаганда – в восторге: Депардье в России куда популярнее Батуриной. Но популярность и польза – вещи разные, и положа руку на сердце, даже малосимпатичная Елена Николаевна (как ни крути, одаренный бизнесмен, что подтверждается ее работой в Европе) гораздо нужнее России, чем обаятельный Жерар-Ксавье-Марсель. Благодаря как размеру налогов, так и способности организовать производство, создать какой-то продукт – то, чего нам сейчас так не хватает.
* * *
Богатые богатеют и уезжают, бедные беднеют и остаются, десять агломераций растут, из остальных мест бегут и бедные и богатые, а главное – все врут: и о размерах доходов, и о расходах семей, и о патриотизме, и о верности. Если бы «план Даллеса» когда-либо существовал, его можно было бы считать практически реализованным.