Россия рискует увидеть доллар по 100, если финансовые власти не предпримут шаги, которые нужны были еще вчера.
Рубль 4 июля рухнул до 90 за доллар впервые с марта 2022 года, а евро стал дороже 98 рублей. За год национальная валюта обесценилась на 70%, а в Центробанке по этому поводу не видят никаких финансовых рисков. С таким заявлением во вторник выступила зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Экономист Алексей Кричевский с такой оценкой ситуации не согласился. Он отметил, что с такой просадкой рубля как раз возникает риск импортной инфляции, недовольства населения из-за роста цен на зарубежные товары, сворачивания альтернативных инвестиции, вывоза капитала из страны в срочном порядке. Плюс возникает вероятность проведения IPO российскими компаниями за пределами страны, в соседних государствах, где «нет риска роста криптовалютных операций, которые так хотят взять под контроль, ни риска дефицита туристической инфраструктуры из-за взлетевшего вдвое отдыха в Турции».
Строго говоря, это не финансовые риски, и поэтому ЦБ они волновать не должны. «Регулятор просто чуть повысит ставку, "забыв" ввести новые ограничения на вывод капитала, потому что их сейчас вводить нельзя. Ничего хорошего от текущей политики ЦБ не ждите. А альтернатива пока что есть. Пока. Немного в общем доступе, но есть. Диверсификацию инвестиций и доходов нужно проводить вчера», - заключил Кричевский.
Об ограничениях на вывод капитала также пишет ТГ-канал «Spydell_finance». Официальная статистика платежного баланса свидетельствует о том, что основной вывод валюты из России идет на погашение долгов (около 50%) и на накопление денежной позиции, плюс дебиторка/торговые кредиты и сомнительные операции. По всем позициям вместе масштаб вывода рекордный за всю историю. Нечто подобное наблюдалось разве что в 2008 году, хотя и тогда объемы утечки капитала были несравнимо меньше.
Из России, по всей видимости, утекают десятки миллиардов долларов в год. Косвенное подтверждение этому прослеживается в платежном балансе в «прочих активах». Выводом капитала занимается богатейшая прослойка, где после начала СВО возникли центробежные силы. Условно, речь идет о примерно 25% населения, формирующего до 40-50% от национального богатства. В этих 25% может быть 1-3% переезжающих за границу. «Но даже эти проценты могут сильно влиять на курс», - пишет «Spydell_finance», подчеркивая, что данный фактор был недооценен.