Уехавшие после начала спецоперации и частичной мобилизации россияне на месяцы заняли внимание законодателей, которые регулярно предлагают, как испортить жизнь релокантам.
Инициатив за последнее время было много – от конфискации имущества, до лишения гражданства или хотя бы формально – паспорта, раз уж советские методы борьбы с диссидентами и желающими уехать пока возродить не удается. 8 декабря первый зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев, ранее уже прогнозировавший уехавшим навсегда остаться на чужбине в виде «гниющих костей», пошел далее в рассуждениях, что делать с «предателями, причислившими себя в интеллектуальной элите». Он выразил пожелание, чтобы страна вернулась к опыту ВОВ со «специальными правилами», наказывать в рамках которых будут «группы безукоризненно незаметных людей».
В числе апологетов действующего законодательства, оказался сенатор Андрей Клишас, постоянно напоминающий парламентариям о некоторых положениях Конституции, а также Минцифры, выступающее за позитивные методы привлечения в страну высококвалифицированных кадров в сфере IT.
Таким образом, риторика на тему, что делать с уехавшими, как бы разделилась на два полюса. Один – «Не уезжайте отсюда - вам там жизни не будет», второй – «и «Не оставайтесь/не возвращайтесь - мы тут будем и дальше креативить, и жизни вам точно не будет». Этим видением социално-психологического аспекта ситуации поделился политолог Илья Гращенков.
Он пояснил, что тут речь идет о двойном послании уехавшим. Это манипулятивный прием, «суть которого заключается в том, что, попав в определенную коммуникативную ситуацию, человек получает взаимно противоречащие эмоциональные послания или указания». Противоречивые указания воспринимаются на разных уровнях. Бывает так, что на словах выражена симпатия, а параллельное невербальное поведение выражает ненависть.
Губительность двойного послания заключается в том, что адресат не найдет выхода из подготовленного ему тупика. Любая попытка выбраться ведет лишь к дальнейшему развитию двойного послания.
«Единственный эффективный путь преодоления ситуации двойного послания — психотерапия. Другой, но ошибочной стратегией совладения с этой ситуацией, своеобразной патовой стратегией выживания в ситуации двойного послания является, по (Грегори) Бейтсону, шизофрения», - заключил Гращенков.